|
ьнейший путь
ты должен совершить один. Путь един для всех, но средства для достижения цели
различны для каждого странника.
На которые падет твой выбор, о сердце, не знающее страха? Изберешь ли ты
«Совершенное Созерцание» cxii о четырех степенях, или направишь свой путь через
светлые Добродетели cxiii, числом шесть, через благородные двери, ведущие к
Духовности (Bodhi) и к Совершенному Знанию (Pragnya) – седьмой ступени
Мудрости?
Суровый путь четырех ступеней «Созерцания» вьется в гору. Трижды велик
тот, кто поднимется на крутую вершину.
К высотам светлых Добродетелей ведущая тропа еще круче. Ты должен
проложить свой путь через семь врат, семь твердынь, охраняемых жестокими и
коварными силами – воплощеньями страстей.
Мужайся, ученик, и помни золотое правило. Раз ты прошел врата
Srotapatti cxiv «вступившего в поток» и стопами своими коснулся ложа Нирваны, в
грядущем ожидают тебя лишь семь воплощений, о ты, чья душа тверда как алмаз.
Взирай. Что видят твои очи, о ищущий Богоподобной Мудрости?
«Покров мрака расстилается над глубинами материи. В его изгибах я борюсь.
Перед очами моими мрак сгущается, Господи... он разгоняется по мановению
Десницы Твоей. Тень движется, изгибаясь подобно выползающей змее... Она растет,
ширится, и – тонет во мраке».
То тень от твоего личного я вне Пути, отбрасываемая на темноту твоих
грехов.
«Истинно, Господи; я вижу Путь; начало его погружено в тину нечистую,
вершина – теряется в светозарном сиянии Нирваны; и я вижу все суживающиеся
Врата на трудной и тернистой тропе, ведущей к Богопознанию».
Ты верно видишь, ученик. Врата те приведут тебя через воды потока на
«другой берег» cxv. Каждые врата обладают золотым ключом, открывающим двери.
Запоминай их названия:
1. Dana. Ключ милосердия и любви бессмертной.
2. Shila. Ключ гармонии между словом и делом, уравновешивающий причину и
последствие, дабы уничтожились все поводы к действию Кармы cxvi.
3. Kshanti. Кроткое терпение, ничем не возмутимое.
4. Vairagya. Равнодушие к наслаждению и страданию, иллюзия побежденная и
лишь одна Истина зримая.
5. Virya. Непобедимая энергия, пробивающая дорогу из омута лжи земной к
небесной Истине.
6. Dhyana. Золотая дверь ее, раз отверстая, ведет Безгрешного в царство
Абсолютного cxvii и к его непрестанному созерцанию.
7. Pragnya, ключ к которой приведет человека к Богоподобию, создавая из
него Бодисаттву, сына Светозарных cxviii.
Таковы золотые ключи, отмыкающие Врата.
Раньше чем ты приблизишься к последнему входу, о созидающий ткань своего
освобождения, должен ты, следуя по суровому Пути, овладеть совершенством
высоких Добродетелей, число которых – шесть и десять.
Ибо прежде чем ты станешь достоин встретить Учителя своего лицом к лицу,
от света к свету, вспомни, ученик, что было тебе заповедано?
Что не сможешь ты приблизиться к первому входу, пока не научишься
отделять тело свое от души, разгонять тень и жить в Вечном. Ради этого должен
ты дышать и жить во всем, как все, познаваемое тобой, дышит в тебе; чувствовать
себя пребывающим во всем сущем и все сущее пребывающим в Едином Я.
И не должен ты дозволять своим чувствам делать ристалище из ума твоего.
Ты не должен отделять свое бытие от единого Бытия и от всего сущего, но –
слить Океан с каплей и каплю слить с Океаном.
Так достигнешь ты и полного созвучия со всем, что живет и дышит, и такой
силы любви к людям, как если бы они были твои братья, ученики единого Учителя,
сыны одной нежной матери.
Наставников много; Учитель лишь один – Мировая душа cxix. Живи в едином
Учителе, как Его луч живет в тебе. Живи в ближних твоих, как они живут в Нем.
Перед вступлением на порог Пути, двойственность твоя должна перейти в
единство, твое личное должно быть пожертвовано безличному, и разрушено звено,
связующее высшее с низшим cxx.
Будь готов держать ответ, когда предстанешь перед Долгом (Dharma) суровым
законом, голос которого вопрошает ученика, делающего первый вступительный шаг:
«Согласовал ли ты себя со всеми правилами, о сердце, исполненное высокой
надежды?
Привел ли ты в созвучие свою душу с великой Душой человечества? Ибо, как
в гремящем голосе священной реки всей природы звуки находят свой отклик cxxi,
так и сердце «вступившего в поток» должно дрожать в ответ на каждый вздох и
помысел всего, что живет и дышит».
Учеников можно уподобить чутким струнам Vina; человечество – ее
резонатору: руку, пробегающую по струнам, гармоническому дыханию Великой
Мировой Души. Струна, неспособная отзываться под перстами учителя нежной
гармонией на звуки остальных струн, порывается и отбрасывается прочь. Таково
должно быть единение между учениками – Шравака. Их мысли должны звучать в
гармонии с мыслью Учителя, согласованной с Мировой Душой, или – быт
|
|