|
атства, а также освоение древнеарийского духовного наследия
и религиозно-эзотерический синтез на его основе и, наконец, изучение скрытых
сил и законов природы.
В самой постановке этих задач легко читается расстановка приоритетов, на
которой Елена Петровна настаивала всю оставшуюся жизнь: братские чувства к
ближнему, познание высоких истин и лишь затем овладение особыми способностями.
Соответствующим образом она выстраивает и собственную жизнь и деятельность. Все
свои силы она отдает широкой пропаганде общечеловеческого братства, и, главным
образом, в Индии, где расовые предрассудки англосаксов по отношению к народу с
древнейшей и богатейшей культурой проявлялись весьма ярко и неприглядно. Также
она постоянно выступает в печати, стараясь привлечь внимание западной
цивилизации к древней мудрости Востока (и, главным образом, Индии) и разъясняя
те или иные ее аспекты и положения. За этот последний период своей жизни она
создает и два фундаментальных труда, дающих широкий обзор основных оккультных
традиций человечества – «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина», а также
пишет введение в теософское учение – «Ключ к теософии» и работает над
составлением «Теософского словаря». Все это, по ее твердому убеждению,
абсолютно необходимо прежде, чем пытаться открывать какие бы то ни было тайны
практического оккультизма.
Но, по мере распространения теософских идей и расширения самого Общества,
все громче и чаще раздаются голоса желающих приобщиться к тайнам высшей йоги.
Для разъяснения подлинных реалий и отрезвления слишком горячих голов Блаватская
приподнимает завесу над подготовительным путем к истинному восточному
ученичеству в статье «Практический оккультизм» и некоторых последующих
публикациях в своем журнале «Теософ» (Мадрас, Индия). Также она публикует
комментированный перевод на английский язык трех эзотерических трактатов
тибетского буддизма, впервые открывая западному миру общие положения
внутреннего учения махаяны о пути бодхисатвы.
А осенью 1888 года, за три года до ухода из жизни, уступая настоятельным
просьбам многих членов Теософского Общества, Елена Петровна формирует
Эзотерическую Секцию для «более глубокого изучения эзотерической философии».
Надо ли говорить, что желающие вступить в нее нашлись: всего было принято
больше тысячи человек. Но столь быстро принятое решение сыграло со многими злую
шутку, ибо человек Запада понятия не имел о восточной дисциплине...
И, вместе с тем, в задачи Эзотерической Секции как таковой входило лишь
теоретическое изучение некоторых вопросов практического свойства – в рамках
предварительного набора знаний перед «путем испытания», в свою очередь
предшествующим практическому ученичеству. Для внутреннего употребления в
Эзотерической Секции Блаватская писала особые «Инструкции» с необходимыми
наставлениями и разъяснениями.
Менее, чем за год до окончания земного пути Елена Петровна решается на
создание особой Внутренней Группы учеников. Участие в ней означало для каждого
из них вступление на тот «путь испытания», к которому все так стремились:
кто-то, как показало дальнейшее, вполне обоснованно, а кто-то и нет. В отличие
от Секции, куда каждый член Общества мог вступить по собственному решению,
учеников Внутренней Группы выбрала сама Блаватская, сделав каждому из них
соответствующее предложение. Заседания Внутренней Группы проводились раз в
неделю и тщательно протоколировались.
Сформировавшиеся в результате «Инструкции» Эзотерической Секции и ее
Внутренней Группы составляют ныне поистине уникальный материал, содержащий
бесценное руководство для всякого стремящегося приблизиться к практическому
вступлению на Сокровенный Путь или просто желающего серьезно вникнуть в то, что
же это такое. Хотя они вовсе не открывают каких-либо простых рецептов,
манипулируя которыми профан способен совершать реальные магические действия,
они действительно содержат весьма впечатляющее множество принципиальных ключей
доступа к самым серьезным тайнам бытия. Но, вместе с тем, понять и тем более
воспользоваться ими способен лишь тот, кто действительно внутренне подготовлен
в результате длительного и упорного внутреннего поиска, приведшего к
определенным дверям, замки на которых надо суметь отомкнуть.
Публикуя этот наиболее полный сборник эзотерических наставлений одного из
величайших известных нам оккультистов, мы надеемся, что каждый желающий
извлечет из него то, к чему он стремится.
Д. Н. Попов
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ МЕМОРАНДУМ
[Строго конфиденциально, только для членов.]
Цель настоящего меморандума – предоставить возможность любому,
подписавшему эту клятву, от нее отказаться, если такой человек сочтет себя не
способным или не склонным полностью и без оговорок принять инструкции, которые
могут быть даны, или же следствия, которые могут проявиться, а также выполнять
обязанности, исполнение коих от него потребуется. И сразу же стоит заметить,
что подобные обязанности никогда не будут мешать семейным обязанностям
испытуемого или же посягать на них; с другой стороны, бесспорным является и то,
что каждому члену Эзотерической Секции придется расстаться со многими личными
привычками, такими, какие распространены в общественной жизни, и следовать
некоторым аскетическим правилам.
Стало быть, любой, кто захочет выйти из Секции по прочтении
нижеследующего, может вычеркнуть свое имя из списка и вернуть клятву, отправив
письменное уведомление на сей счет, с включением стоимости пересылки. Такие
уведомления должны быть высланы в течение трех недель со дня получения данного
меморандума; для членов в Европе – непосредственно Е. П. Блаватской, 17,
Lansdowne Road, Holland Park, London, а для членов в Америке – Уильяму К
|
|