|
песни, или псалма – является для невежественного или
поверхностного читателя всем содержанием книги; в действительности под этой
внешней формой хранится глубокий смысл, скрытый или в числах, или в словах,
расположенных по определенному плану (тайный шрифт), или же в символах,
понятных для подготовленного, иногда же в виде аллегорий, а также и другими
способами.
Эти книги обладают особыми священными свойствами и по внешней форме и по
одушевляющей их внутренней жизни; это внешний символ, скрывающий внутреннюю
истину. И только те могут объяснить скрытое значение подобной книги, кому оно
было передано посвященным в ее истинную суть. Отсюда изречение Св. Петра:
"Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою".*1 Многоречивые
объяснения библейских текстов, которыми наполнены многотомные труды Св. Отцов,
кажутся вымученными и произвольными для прозаического современного ума.
Непонятная игра с
цифрами и с буквами и с виду фантастические толкования параграфов, которые
имеют внешний вид обыкновенного исторического события, раздражают современного
читателя, который желает, чтобы факты были представлены ясно и в логической
связи, и прежде всего требует, чтобы они опирались на то, что он считает
твердой почвой. Он отказывается следовать за мистиком в область, которая
представляется ему болотной трясиной, в погоню за перелетами блуждающих
огоньков, то появляющихся, то исчезающих безо всякого разумного основания. А
между тем, люди, писавшие эти непонятные для него трактаты, были одарены
блестящим интеллектом и ясным суждением, были мудрыми строителями Церкви. Но
для того, кто относится к их писаниям правильно, они и до сих пор полны ценных
внушений, намеков и указаний на многочисленные незаметные тропинки, которые
ведут к познанию и которые иначе могли бы затеряться. Мы уже видели, что Ориген,
обладавший редким здравым смыслом, учит, что Св. Писания нужно рассматривать в
их троичном значении, которое состоит из Тела, Души и Духа*2. Он говорит, что
Тело Писаний – это внешние слова историй и сказаний, и, не колеблясь, заявляет,
что в них нет буквальной правды, что они являются лишь повествованиями для
назидания невежественного читателя. Он даже идет так далеко, что делает
замечание, по которому видно, что в этих повествованиях приводятся положения,
явно невозможные, и делается это для того, чтобы поражающие противоречия
внешнего повествования заставили людей искать истинное значение этих
невозможных рассказов. Он утверждает, что, пока люди остаются невежественными,
"Тела" достаточно для них: оно дает им учение, предлагает назидания, и они не
видят тех противоречий и невозможностей, которые встречаются в буквальном
смысле повествования, и потому противоречия эти не смущают их. Но по мере того,
как умственные способности растут и развивается интеллект, эти черты в Св.
Писании начинают поражать.
Тогда изучающий Библию начинает под внешним покровом искать более глубокий
смысл и приходит в соприкосновение с "Душой" Писания; и тогда "Душа" является
наградой для прилежного искателя истины, и он освобождается от рабства буквы,
которая мертвит*3. "Дух" же Писаний доступен лишь духовно просветленному
человеку: только те, в ком уже пробудился Дух, могут понимать их духовный
смысл: "Божьего никто не знает, кроме Духа Божия... что и возвещаем не от
человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого..."*4
Причину такого способа Откровения нетрудно найти: эго – единственный прием,
благодаря которому даваемое обучение может быть доступно человеческому уму на
различных ступенях эволюции – прием, который может воспитывать не только тех,
для кого оно непосредственно дается, но и тех, которые в позднейшие времена
перерастут своих предков. Человек прогрессирует; внешний смысл, данный в давние
времена неразвитым людям, был по необходимости ограничен, и если бы в Св.
Писании не заключался более глубокий смысл, через тысячу лет его значению и
ценности наступил бы неминуемый конец. Но благодаря этому методу
последовательно раскрывающегося смысла Св. Писание приобретает непреходящую
ценность, и умственно развитые люди могут находить в нем скрытые сокровища до
того времени, когда, овладев всем его содержанием, они уже не будут нуждаться в
его частях. Из этого следует, что мировые Св. Писания действительно части
Откровения, и поэтому их правильно обозначают словом "Откровение". Следующий за
тем более глубокий смысл слова "Откровение" означает те учения, которые
духовные Учителя Великого Братства сохраняют для помощи человечеству. Учения
эти заключены в книгах, писанных символами, в которых выясняются космические
законы, те основы, на которых зиждется космос, методы его эволюции,
перечисляются все существа, населяющие его, излагается повесть его прошлого,
его настоящего и его будущего. Это и есть "Откровение", то бесценное сокровище,
которое бережется Охранителями человечества, и из которого Они от времени до
времени избирают отделы, известные нам, как мировые Библии. Третий смысл
Откровения, наивысший и наиболее полный и совершенный, это – Самораскрытие
Божества в космосе, обнаружение одного за другим Его атрибутов, Его могущества
и Его красоты во всех разнообразных формах, которые в своей совокупности
составляют вселенную. Бог раскрывает Свое сияние в солнце, Свою бесконечность в
усеянном звездами пространстве; Свою силу в горных великанах; Свою чистоту в их
снеговых вершинах и в прозрачности обвевающего их воздуха; Свою энергию в
вздымающихся волнах океана; Свою красоту в горных водопадах, в зеркально ясных
озерах, в прохладной тени лесов и в залитых солнцем долинах; Свое бесстрашие Он
раскрывает в герое, Свое терпение в святом, Свою нежность в материнской любви;
Свою охраняющую заботу в отце и в мудром правителе, Свою мудрость в
|
|