|
ступающие в школу должны были отличаться "незапятнанной
репутацией и уравновешенным характером". Тесное сходство между методами и
целями, преследовавшимися в этих различных Мистериях, и методами и целями
индусской Йоги, бросается в глаза даже самому поверхностному наблюдателю. Но
нет никакой необходимости предполагать, что античные народности извлекали свои
познания из Индии: все они исходят из единого источника, из Великой Ложи
центральной Азии, которая высылала своих Посвященных во все страны. Все они
учили одним и тем же доктринам и применяли одни и те же методы, ведущие к
одинаковым целям; существовали постоянные взаимные отношения между Посвященными
всех народов и у них был общий язык и общий символизм. Так, Пифагор
путешествовал по Индии и получил там высокое Посвящение, а позднее Аполлоний
Тианский следовал по его стопам. Такой же индусский характер носят
произнесенные перед смертью слова Плотина: "Ныне стремлюсь я отвести обратно
мое Я к Всеобщему Я."*23 Среди индусов разрешение преподавать божественные
знания одним только достойным было всегда строго соблюдаемо. "Глубочайшая
Мистерия конечного знания... не может быть выдана никому, кроме сына или
ученика, и никому с беспокойной душой"*24. В другом месте, после описания Йоги,
мы читаем: "Восстань! Пробудись! Найдя Великих Учителей, слушай! Путь столь же
труден для следования, как острие бритвы. Так говорят мудрецы".*25 Учитель
необходим, ибо одних писанных поучений недостаточно. "Цель познания" познать
Бога, а не только верить в Него; стать единым с Богом, а не только поклоняться
издали. Человек должен познать реальность божественного Существования и затем
узнать, а не только смутно верить и надеяться -что его собственная глубочайшая
суть едина с Богом и что цель жизни – осуществить это единство. И если религия
не может привести человека к такому осуществлению, она не более как "медь
звенящая или кимвал бряцающий".*26 Также было распространено и сознание, что
необходимо научиться покидать свое плотное тело: "Да отделит человек с
твердостью ее (душу) из своего тела, как стебель отделяется из своего
влагалища"*27. И было написано: "В золотых высочайших ножнах пребывает
беспорочный неизменный Брама. Он есть сияющий белый Свет светов, знакомый
знатокам внутренней Сути"*28 "Когда ясновидец видит золотоцветного Создателя,
Господа, Духа, лоно которого есть Брахман, тогда, отбрасывая одинаково и
достоинство и недостаток, беспорочный Мудрец достигает высочайшего соединения".
*29 И евреи также не были лишены сокровенного знания, и у них были свои школы
Посвящения. Собрание пророков в Навафе, под председательством Самуила*30,
являлось такой школой, и в ней производилась устная передача преемственных
знаний. Подобные же школы существовали в Вефине и в Иерихоне*31; и в книге
Крюдена "Concordance"*32 встречается следующее интересное замечание: "Школы или
коллегии пророков – первые школы, о которых имеется отчет в Священном Писании,
где "дети" пророков, что означает их учеников, жили в условиях уединенной и
суровой жизни, в постоянном обучении и медитации и в чтении Закона Божия...
Этим школам или Обществам Пророков пришли на смену Синагоги". Каббала, в
которой заключено наполовину раскрытое учение, является "в том виде, в каком
она сейчас" современной компиляцией, так как часть ее составлена Раввином
Моисеем де Леон, который умер в 1305 г. по Р. Х. Каббала состоит из пяти книг:
Бахир, Зохар, Сефер, Сефирот, Сефер Иецира и Аш Мецарет; утверждают, что ее
происхождение – устная передача, идущая из глубокой древности, если "древность"
рассматривать с точки зрения исторического летоисчисления. Доктор Уинн Уэсткотт
говорит, что "еврейская традиция приписывает самую древнюю часть Зохара эпохе,
предшествовавшей построению второго Храма; а Раввин Симеон бен Иохай записал
одну ее часть в первом столетии Христианской эры. Относительно Сефер Иецира
Сваджа Гаон, умерший в 940 г. по Р. Х., выражается как об "очень древнем".*33
Некоторые части древних устных учений были внесены в Каббалу, каковой она
является в наше время, но истинная архаическая мудрость евреев остается в
ведении небольшого числа истинных сынов Израиля. Как ни краток этот очерк, он
достаточно ясно указывает на существование сокровенной стороны мировых религий,
и теперь мы можем перейти к рассмотрению вопроса, составляет ли Христианство
исключение из этого всеобщего правила.
Глава II
СОКРОВЕННАЯ СТОРОНА ХРИСТИАНСТВА
I. Свидетельства Писаний
Мы уже видели, что по единогласному утверждению всех древних религий, они
обладали сокровенными учениями и были хранительницами "Мистерий" факт,
подтвержденный тем, что величайшие люди древности искали посвящения. Теперь нам
необходимо решить вопрос: находится ли Христианство вне круга этих религий и
верно ли, что оно одно не имеет Гнозиса и дает миру лишь простую веру, а не
глубокое знание. Если бы это было так, мы имели бы перед собой грустный и
достойный сожаления факт, доказывающий, что Христианство предназначено лишь для
невежественных людей, а не для всех, не для представителей всех ступеней
развития. Но что это не так, возможно доказать с полной несомненностью. В таком
доказательстве Христианство нашего времени чрезвычайно нуждается, так как все,
что есть лучшего в нем, самый цвет Христианства, гибнет от недостатка духовного
знания. Если бы эзотерическое учение было восстановлено и привлекло к себе
внимание серьезных исследователей, тогда не замедлило бы и восстановление
оккультного знания. Посвященные в Малые Мистерии сделались бы кандидатами для
Великих Мистерий, а с восстановлением знания вернулся бы и авторитет
сокровенного учения. И воистину, нужда в этом слишком велика. Посмотрите кругом
и вы увидите, что запад страдает от последствий утерянной духовности; утратив
свои мистические и эзотерические учения, Христианство утратило вместе с тем
свою власть над множес
|
|