|
овных влияний, так как их проводники приведены в созвучие с высшими
Существами, привлеченными Словом и Знаком, которые употребляются при посвящении.
Существа эти, принадлежащие невидимым мирам, присутствуют при совершении
Таинства, изливая на участников свое благодатное влияние; и благодаря этому все
достойные участники священного ритуала, если они способны настроиться на высшие
вибрации, почувствуют, что эмоции их очистились, духовное восприятие усилилось
и сердца их, соприкоснувшись с невидимыми
Реальностями, наполнились миром и тихой радостью.
Глава XIII
СВ. ТАИНСТВА
(Продолжение)
Теперь нам предстоит приложить эти общие основы к конкретным примерам и
посмотреть, как они объясняют и оправдывают священные ритуалы различных религий.
Достаточно будет взять как пример три из семи Таинств Католической Церкви. Два
из них признаны всеми христианами как обязательные, хотя крайние протестанты не
признают за ними священных свойств и смотрят на них лишь как на акт
воспоминания; но даже и среди них сердце горячо верующего испытывает благо от
того священного дара, который отрицается его умом. Третье из семи совсем не
признается за Таинство Протестантскими церквями, хотя оно и обладает всеми
существенными признаками Таинства, как они определяются Англиканской церковью*1.
Первое Таинство – Крещение; второе – Св. Причастие; третье – Таинство брака.
Исключение брака из числа Таинств значительно понизило его высокий идеал и
привело к той непрочности брачного союза, которая оплакивается людьми зрелого
мышления. Таинство Крещения принадлежит всем религиям, и совершается не только
при появлении младенца на свет, но и как ритуал очищения. Религиозная церемония
при принятии новорожденного или взрослого в лоно религии всегда соединяется с
орошением водой, и эта часть ритуала была так же универсальна в древности, как
и в наши дни. Доктор Богословия Джилвс замечает: "Идея употребления воды как
эмблемы духовного очищения слишком очевидна, чтобы удивляться глубокой
древности этого ритуала". Др Хайд в своем трактате "Религия древних персов" (гл.
XXXIV, стр. 406) говорит, что крещение водой было всеобщим у этого народа. У
них не было в употреблении обрезание новорожденных, но лишь крещение или
омовение для очищения души. Они приносили младенца в храм и священник помещал
его лицом к солнцу и к огню и после этой церемонии ребенок считался освященным.
Лорд упоминает, что они приносили воду для крещения в коре дерева "Хольм"; это
дерево и есть то Хаум Магов, о котором мы упоминали по другому поводу. Но
иногда крещение производилось иначе, путем погружения младенца в большой сосуд
с водой, как о том свидетельствует Тавернье. После такого крещения священник
произносил имя новорожденного, избранное родителями*2 . Спустя несколько недель
после рождения индусского младенца происходила церемония, в которую входило его
окропление водой; подобное окропление составляет вообще часть каждого
богослужения в Индии. Уильямсон, ссылаясь на авторитетных писателей, утверждает,
что Таинство Крещения существовало среди народов Египта, Персии, Тибета,
Монголии, Мексики, Перу, Греции, Рима, Скандинавии, а также у Друидов*3.
Некоторые из приводимых молитв, которые произносились по этому случаю,
отличаются большой красотой: "Молюсь, чтобы эта небесная вода, голубая и
светлоголубая, проникла в твое тело и жила бы в нем. Молюсь, чтобы она
уничтожила в тебе и отстранила от тебя все злое и враждебное, что было дано
тебе до начала мира". "О дитя! прими воду Владыки мира, который есть наша жизнь,
чтобы омыть и очистить тебя; да снимут эти капли грех, который был дан тебе
прежде создания мира, ибо все мы во власти его". Тертуллиан упоминает об общем
обычае крещения среди нехристианских народов в отрывке, приведенном в главе
"Мифический Христос"*4. И другие Отцы Церкви упоминают об этом обычае.
В большинстве религиозных общин краткая форма крещения совершается при всех
религиозных церемониях, причем вода употребляется как символ очищения, а
внутренний смысл ритуала состоит в том, что ни один человек не должен бы
участвовать в богослужении, пока он не очистил своего сердца и совести; внешнее
омовение символизировало внутреннее очищение. В Греческой и Римской церквях
небольшой сосуд со священной водой находится у входной двери и каждый входящий
погружает в нее пальцы правой руки, налагая на себя знак креста перед тем, как
войти внутрь церкви. Поэтому поводу Р. Тэйлор замечает: "Крестильная купель в
наших протестантских церквах и особенно маленькие цистерны при входе в
католические капеллы – не подражания, но нерушимое, никогда не прерывавшееся
продолжение той же aqua minaria или amula, которую по свидетельству Монфокона в
его труде "Antiquities" язычники ставили при входе в свои храмы, чтобы входящие
могли окроплять себя освященной водой"*5. В обоих случаях: и в крещении, при
вступлении новорожденного или взрослого в лоно Христианской церкви, и в этих
меньших окроплениях вода представляет собой великий омывающий флюид природы, а
следовательно и наилучший символ для очищения. Над освящаемой водой
произносится мантра, в англиканском ритуале в виде молитвы, начинающейся
словами: "Освящаю эту воду для мистического омовения греха", и кончающейся
священной формулой: "Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь". Это и есть Слово
Могущества, сопровождаемое Знаком Могущества, Знаком Креста, над поверхностью
воды. Это Слово и этот Знак придают воде, как выше было объяснено, новое
свойство, которого она до этого не имела и поэтому название "святая вода"
оправдывается вполне. Темные силы не приблизятся к ней; окропленному ею дается
чувство мира и новый приток духовной жизни. Когда происходит крещение младенца,
духовная энергия, проникшая в волу помощью Слова и Знака, усиливает в нем
духовную силу, а затем произносится Слово Могущества уже над самим младенцем и
Знак Могущества налагается на его лбу, производя в его невидимых провод
|
|