|
, Ego уже
решило изменить свое поведение. До тех пор оно устремлялось к низшим радостям,
удовольствия низшего порядка держали его в тесном плену. Теперь оно устремило
свои желания к истинной цели эволюции и порешило добиваться более высоких
радостей. Оно видит, что весь мир развивается и идет вперед и что если идти
против этого могучего потока, поток отбросит его в сторону и в своем
неудержимом стремлении уничтожит его; оно понимает, что если довериться потоку,
последний понесет его вперед и донесет до желанной пристани. И тогда Ego решает
изменить свою жизнь, решительно отворачивается от прежнего и направляет свое
усилие в противоположную сторону. Первым последствием этого стремления
преобразить свою низшую природу, заставить ее идти по измененному направлению
является смятение и печаль. Привычки, образовавшиеся под влиянием прежних
взглядов на жизнь, упорно сопротивляются импульсам, исходящим из нового
мировоззрения; возникает тяжелый конфликт. Постепенно сознание, проходящее
через мозг, принимает решение, поставленное высшим сознанием, и тогда начинает
"сознавать свой грех" благодаря тому, что признал высший Закон. Чувство
содеянной неправды углубляется, раскаянье терзает душу; делаются судорожные
усилия исправиться, но побуждаемые укоренившимися привычками, они уступают,
пока наконец человек, одолеваемый раскаяньем за прошлое и отчаяньем в настоящем,
не погружается в безнадежный мрак. Под конец все увеличивающееся страдание
вырывает у Ego крик о помощи, ответ на который исходит из внутренней глубины
его собственной природы, от Бога, пребывающего как в нем, так и вне его, от
Жизни до жизни. Он отворачивается от своей низшей природы, которая отдаляет его
от его высшей сути, отворачивается от своего отдельного мучающего его я, чтобы
соединиться с Единым Я, с Сердцем всего бытия. Эта перемена направления
означает, что человек отвернулся от темноты и повернулся лицом к свету. Свет
продолжал светить, но он держался спиной к нему; теперь он видит солнце и его
сияние веселит его взор и затопляет его существо радостью. Его сердце было
закрыто; теперь оно широко распахнулось и океан света вливается в него
беспрепятственно. Волна за волной эта новая жизнь поднимает его, и предчувствие
рассвета освещает его. Он смотрит на свое прошлое как на пройденное, ибо его
воля постановила идти праведным путем, и он уже не считается с страданиями,
которые прошлое может принести ему, он знает, что его настоящее не оставит за
собой подобною горького наследия. Это чувство мира, радости и освобождения и
представляет тот результат, который люди приписывают "отпущению грехов". Стена,
построенная низшей природой человека между Богом внутри него и Богом вне его,
устранена, но его сознание едва ли признает, что перемена произошла в нем самом,
а не где-то на высоте. Как ребенок, оттолкнув заботливую руку матери и прижав
лицо к стене, может вообразить, что он покинут и забыт, пока, обернувшись с
криком отчаянья, не убедится, что охраняющие руки матери здесь, готовые обнять
его и никогда его не покидали; так же и человек в своем своеволии отталкивает
охраняющие руки божественной Матери миров и так же убеждается – лишь только
обернется назад, что никогда он не оставался беззащитным, что всюду, куда он ни
направлялся, эта охраняющая любовь оставалась с ним. Ключ к этой перемене
внутри человека, ведущей его к "отпущению грехов", дается в стихе Бхагавад-Гиты,
частью уже приведенном выше: "Даже если наиболее грешный поклоняется Мне
нераздельным сердцем, он тоже должен быть признан праведным, ибо он решил
праведно". После этого правильного решения следует неизбежное последствие:
"Быстро станет он исполнителем долга и достигнет вечного мира"*13. Суть греха
состоит в направлении личной воли – отделившейся части – против воли целого,
человеческой против Божественной. Когда в этом своеволии происходит перемена,
когда Ego приводит свою отдельную волю в созвучие с Волей, направляющей
эволюцию, тогда в том мире, где хотеть и выполнять – одно, в мире, где
последствия и причины видимы одновременно, человек "признается праведным", а
последствия в земном мире проявятся неизбежно и он "быстро станет исполнителем
долга" и в своих действиях, так как его воля уже решила быть таким исполнителем.
Здесь, на земле, мы судим по поступкам, этим мертвым листьям прошлого; там же
судится сообразно решениям воли, этим живым семенам будущего. Вот почему
Христос говорил, обращаясь к жителям земли: "Не судите"*14. Но и после того,
как новое направление стало уже нормальной привычкой жизни, бывают временные
падения, на которые указывается в "Pistis Sophia" по поводу вопроса,
обращенного к Иисусу: может ли человек быть вновь допущен к Мистериям после его
отпадения, в случае, если он раскается? Ответ Иисуса утвердительный, но он
прибавляет, что наступит время, когда подобное допущение вновь превысит силы
всех, кроме высочайшей Мистерии, которая прощает вечно. "Аминь, аминь, говорю я
вам, кто получит мистерии первой мистерии и затем повернет назад и преступит
(даже) до двенадцати раз, и затем снова раскается двенадцать раз, принося
молитву в мистерии первой мистерии, он будет прощен. Если же он преступит после
двенадцати раз и затем вернется и снова преступит, это не будет ему отпущено во
веки веков так, чтобы он мог снова вернуться в свою мистерию, какова бы она ни
была. Для него нет иной возможности раскаяния, кроме как если он получит
мистерии от Неизреченного, Который имеет сострадание во все времена и отпускает
грехи во веки веков".*15 Эти восстановления после проступка, когда "отпускается
грех", встречаются в человеческой жизни и в особенности на высших ступенях
эволюции. Человеку предоставляется возможность, которая, если бы он
воспользовался ею, открыла бы перед ним новые возможности роста. Он пропускает
эту возможность и теряет заслуженное им положение, которое сделало бы
дальнейшие возможности доступными для него. Для него дальнейшее движение вперед
временно приостановлено; он должен обратить все свои усилия, чтобы снова пройти
уже пройденный путь, чтобы вернуть и укрепить то место, на котором он сделал
неверный шаг. И только когда он это сделает, может он услыхать тихий Голос,
который скажет ему, что прошлое изжит
|
|