|
, слабость превратилась в силу и вход
снова открыт для него. И здесь опять "прощение" ни что иное, как заявление
собственного внутреннего голоса об истинном положении вещей: об открытии входа
для могущего и о закрытии его перед немогущим. Там, где произошло падение и
следующее за ним страдание, подобное заявление может быть прочувствовано как
"крещение во отпущение грехов", восстановление стремящегося к преимуществу,
потерянному благодаря его собственному поступку. Естественно, что за этим
последует чувство радости и мира, освобождение от печали и радостная
уверенность, что цепи прошлого спали с него. Непреложна одна истина, которую мы
должны бы всегда помнить: что мы живем в океане света, любви и блаженства,
который окружает нас всегда во все времена; этот океан – Жизнь Бога. Как
физическое солнце затопляет землю своим сиянием, так и эта Жизнь просвещает
всех, но с той разницей, что это Солнце мира никогда не заходит ни для одной из
его частей. Мы закрываемся от этого света нашим себялюбием, нашим бессердечием,
нашей нечистотой, нашей нетерпимостью, но оно все же продолжает светить над
нами, окружая нас со всех сторон, напирая на построенные нами стены с мягкой,
но неутомимой настойчивостью. Когда душа разрушает эти замыкающие стены, свет
вливается неудержимо и душа радуется в этом солнечном сиянии, вдыхая блаженный
воздух неба. "Ибо сын человеческий пребывает на небесах", хотя он и не знает
того; и небесные дуновения доносятся до него каждый раз, как он пожелает, ибо
Бог охраняет его независимость и не желает проникать в Его сознание, пока оно
само не раскроется, приветствуя его. "Се стою у двери и стучу: если кто услышит
шаг Мой и отворит дверь, войду к нему..."*16 Это изречение передает отношение
каждого высшего Существа к развивающейся человеческой душе: не из недостатка
сочувствия происходит это ожидание, пока не откроется дверь, а из глубокой
Мудрости. Человек должен оставаться свободным. Он не раб, он – Бог в зачатке, и
его рост не должен совершаться насильственно, он должен исходить изнутри
велением его собственной воли. Лишь когда воля его согласна, – учит Джордано
Бруно, – Бог начинает влиять на человека, хотя "Он всюду присутствует, готовый
прийти на помощь каждому, кто обращается к Нему с разумением и кто беззаветно
отдается ему с преданностью воли"*17. "Божественная сила, проникающая все и вся,
не предлагает и не отвергает иначе как через усвоение или отвержение самим
человеком"*18. "Она проникает быстро и решительно, подобно солнечному свету и
являет себя каждому, кто поворачивается к Ней и раскрывается для Нее... Окна
открываются и солнце проникает мгновенно, то же самое происходит и в этом
случае"*19. Из всего этого следует, что чувство "прощения грехов" есть
переживание, наполняющее сердце радостью тогда, когда воля человека настроена в
созвучии с Божественной Волей, когда в раскрытые окна души вливается солнечный
свет любви, света и блаженства, когда часть чувствует себя единой с Целым и
Единая жизнь проникает все существо человека. Вот та благородная истина,
которая придает жизненное значение даже самому грубому представлению об
"отпущении грехов" и которая, несмотря на неполноту этого представления, делает
его нередко вдохновителем для чистой и духовной жизни. Это и есть та истина,
которая дается в Малых Мистериях.
Глава XII
СВ. ТАИНСТВА
Во всех религиях существуют определенные церемонии или ритуалы, которым
верующие придают большое значение, считают, что они оказывают благое влияние на
принимающих в них участие. Церемонии эти обозначались словами Таинства, или
иным однозначащим термином и все они носили один и тот же характер. Истинная
суть и значение этих церемоний объяснялась народу лишь поверхностно; их
истинное значение составляло в древние времена предмет изучения в Малых
Мистериях. Особый характер Таинства заключается в его двух основных чертах.
Первая – его внешняя церемония, которая есть ни что иное, как картинная
аллегория, представление с помощью действия и известных материальных предметов,
употребляемых особым способом, что отличает церемонию от словесной аллегории,
от изложения данной истины посредством слов. Цель такою представления –
изобразить как в живой картине известную истину, которую желательно внедрить в
сознание присутствующих. В этом – первая и очевидная особенность Таинства,
отличающая его от других видов богослужения и медитации. Его назначение –
воздействовать на людей, которые без подобного изображения не смогли бы уловить
заключающуюся в Таинстве истину, показать им в живой изобразительной форме ее
внутренний смысл. Правильное изучение Таинства должно бы начинаться с понимания,
что мы имеем дело с картинной аллегорией; следовательно, мы должны изучить:
материальные предметы, входящие в состав аллегории, способ их употребления и
значение совершаемего Таинства. Вторая особенность Таинства состоит в том, что
оно принадлежит к области невидимых миров, которые изучаются оккультной наукой.
Лицо, совершающее обряд Таинства, должно бы владеть этим знанием, так как
большая часть действенной силы Таинства зависит от знания отправляющего
церковную службу. Таинство соединяет материальный мир с невидимыми областями,
оно служит звеном между видимым и невидимым. И не только звеном, но и
определенным методом, посредством которого энергии невидимого мира превращаются
в явление физического мира; истинный метод видоизменения энергии одного вида в
энергию другого вида совершенно такой же, какой происходит в гальваническом
элементе, когда химическая энергия превращается в электрическую. Суть всех
энергий одна и та же, как в мире видимом, так и в невидимых мирах; но
проявление энергии различается в соответствии с материей, через которую она
проходит. Таинство служит как бы тиглем, в котором совершается духовная алхимия
и заключенная в нем энергия, подвергаясь известным воздействиям, принимает
новый, видоизмененный вид. Таким образом силы, принадлежащие высшим мирам
вселенной, могут быть приведены в непосредственное соприкосновение с людьми,
живущими в физическом мире и могут воздействовать на них как здесь, на земле,
так и в своей собственной области. Таинства представляют собою тот конечный
мост между видимым и невидимым, который дает возможность силам невидимых миров
воз
|
|