|
угой и развивает их
различным образом, чтобы они могли стать подходящим материалом для построения
божественного Человечества. Человеческая раса достигла лишь этой ступени и на
этом уровне происходит и до сих
пор ее деятельность. Но если взять небольшое меньшинство нашей расы, мы увидим,
что в нем начинает проявляться второй аспект Божественного Духа; в Христианстве
мы зовем его Христом, рождающимся в человеке Его эволюция, как мы видели,
следует за первым Великим Посвящением, и Мудрость и Любовь составляют
отличительную черту Посвященного; они светятся в нем все яснее и яснее по мере
того, как он развивает этот аспект своего Духа. И здесь подтверждается истина
изречения, что "ни один человек не приходит к Отцу, как только через Сына", ибо
лишь когда окончательно водворится в душе человека жизнь Сына, может он
произнести молитву: "И ныне, Отче, прославь меня твоею славой, которую я имел у
Тебя прежде бытия мира"*34. И тогда Сын возносится к Отцу и становится единым с
Ним в божественной славе; Он проявляет самосущность, присущую его божественной
природе, развившуюся из семени в совершенный цветок, ибо "как Отец имеет жизнь
в Самом Себе, так и Сыну дал иметь Жизнь в Самом Себе"*35. Он становится живым
самосознающим Центром в Жизни Бога, Центром, способным существовать как таковой,
не связанный более ограничениями своей прежней жизни, выросший до
божественного сознания и сохранивший при этом тождество своей жизни, живой
огненный Центр в божественном Пламени. В этой эволюции заключена возможность
божественных Воплощений в будущем, как та же эволюция в прошлом сделала
возможными божественные Воплощения в нашем собственном мире. Эти живые Центры
не теряют своего тождества, не теряют памяти Своего прошлого, всего, что Они
испытали в своем долгом восхождении на вершину достижения. Подобное
Самосознающее Существо может спуститься из Лона Бога и проявить Себя как
человек для помощи миру. Он сохранил в себе союз Духа и Материи, двойственность
Второго Лица Св. Троицы и поэтому Он в состоянии вновь облечься в физическое
тело и снова стать Человеком; вот почему все божественные Воплощения во всех
религиях связаны со Вторым Лицом Св. Троицы. Природа Посредника – Его
особенность, и она составляет связующее звено между небесной и земной Троицей;
"с нами Бог"*36 называли Его всегда. Подобное Существо, совершенный плод
прежней вселенной, может появиться в нашем мире со всем совершенством Своей
божественной Мудрости и Любви, со всею памятью Своего прошлого, способный в
силу этого стать помощником для всех живых существ, знающий каждую ступень
эволюции, так как Он пережил их все, способный помочь в каждой нужде, потому
что Он испытал все: "Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и
искушаемым помочь"*37.
Возможность божественного воплощения кроется в человечности, через которую Он
прошел; Он, поднявшийся на вершину, спускается в земной мир, чтобы помочь
другим подняться по пройденным Им ступеням лестницы. И по мере того, как мы
начинаем понимать эти истины, и уясняем себе до некоторой степени значение св.
Троицы как вверху, так и внизу, тогда то, что было для нас раньше трудно
постижимым догматом, становится живой и вдохновляющей истиной. Лишь благодаря
Троице, сокрытой в глубине человеческого духа, делается постижимой его эволюция,
и мы начинаем понимать, почему в человеке развивается сначала интеллект, а
затем уже жизнь Христа. На этом факте основан мистицизм и наша уверенность, что
мы можем познать Бога. Так учили Мудрецы всех времен, и когда мы вступаем на
указанный ими Путь, мы убеждаемся, что их свидетельство истинно.
Глава X
МОЛИТВА
В то время как "современный дух" отрицает идею молитвы, не находя никакой
причинной связи между произнесением просьбы и происходящим событием,
религиозный дух стоит с не меньшей силой за молитву, более того, самую жизнь
свою полагает в молитве. Но даже и у религиозного человека появляются иногда
сомнения относительно разумности молитвы; в душе его возникают вопросы: не есть
ли это учить Всемудрого, убеждать в необходимости милосердия Всеблагого,
изменять волю Того, "у которого нет изменения, и ни тени перемены?"*1 И в то же
время его собственный опыт и опыт других показывает ему ясно, что существует
"ответ на молитву", определенное последствие просьбы и ее исполнение. Многие из
этих просьб относятся не только к внутренним переживаниям, но и к ясно
выраженным фактам земного обыкновенного мира. Человек молился о денежной помощи
и почта принесла ему нужную сумму; женщина просила о хлебе насущном и к дверям
ее была принесена пища. В связи с благотворительными предприятиями существует
особенно много примеров быстрой и щедрой помощи в ответ на молитву
сострадательного человека. Но с другой стороны, также много доказательств и
того, что молитвы остаются без ответа, что голодные погибают от истощения, что
ребенок умирает от болезни, несмотря на самые страстные воззвания к Богу.
Чтобы верно понимать значение молитвы, нужно принять в соображение все эти
факты. И это еще не все. Встречаются в этой области явления, которые поражают
своей странностью. Молитва по ничтожному поводу вызывает ответ, тогда как
другая, касающаяся важного жизненного вопроса, остается без ответа; временное
затруднение облегчается, а пламенная молитва о спасении жизни горячо любимого
существа остается тщетной. И невольно возникает сомнение – возможно ли вообще
открыть закон, по которому одна молитва вызывает ответ, а другая его не
вызывает. Первое, что необходимо для желающего понять этот закон, это –
тщательный анализ самой молитвы, потому что то же самое слово покрывает самые
разнообразные проявления человеческого сознания, и молитвы не могут быть
рассматриваемы как нечто однородное. Существуют молитвы, которые касаются
определенных мирских выгод, или удовлетворения различных нужд: молитвы о пище,
одежде, о деньгах, занятиях, успехе в делах, о выздоравливании и т. д. Все
такие молитвы можно сгруппировать в отделе А. Затем мы имеем молитвы о помощи в
нравственных и ментальных затруднениях и о даровании духовного роста, о
преодолении искушений, о силе, прозрении и просветлении. Эти молитвы можно
сгруппировать в отделе Б. И нак
|
|