|
СВЯТАЯ ТРОИЦА
Каждое плодотворное изучение Божественного Существования должно начинаться с
утверждения, что оно Едино. Все Мудрецы утверждали это единство; все религии
провозглашали его; все философии брали в основу: "Единый без второго"*1.
"Слушай Израиль, – восклицал Моисей. – Господь Бог наш, Господь един есть"*2.
"У нас един Бог Отец" – заявляет Св. Павел*3. "Нет Бога кроме Бога" –
утверждает основатель Ислама и делает это изречение символом своей веры. Одно
Существование, познаваемое в своей полноте лишь Самому Себе; та вечная Темнота,
из которой родился Свет. Но в своем проявленном виде Единый является как Троица
Божественных Существ, Единая как Бог, Три как проявленные Силы. Эта истина была
всемирно провозглашаема, и она имеет столь жизненное значение по отношению к
человеку и его эволюции, что всегда составляла существенную часть Малых
Мистерий.
Среди Евреев вследствие их наклонности к антропоморфизму учение это сохранялось
в тайне, но раввины знали его и поклонялись "Древнему Днями", от которого
исходила Мудрость и Понимание. Кэтер, Чохмах, Бинах представляли собою
высочайшую Троицу, излучение во времени Единого, пребывающего над временем.
Книга Премудрости Соломона дает указание на это учение. Уильямсон в своем труде
"Великий Закон" говорит: "Согласно Маврикию `Первый Цефира, который назван
Кэтер Корона, Кадмон -чистый Свет и Эн Соф – Бесконечный*4, есть Всемогущий
Отец вселенной... Второй Чохмах, который и с точки зрения священных и
раввинических Писаний есть творческая Мудрость. Третий есть Бинах, или Небесный
Разум, откуда египтяне взяли своего Кнеф, а Платон своего Nous Demiurgos. Он
есть святой Дух, который... проникает и одушевляет эту беспредельную вселенную
и управляет ею'"*5.
Откуда шло влияние этой доктрины на Христианское учение – это показано Деканом
Мильман в его "Истории Христианства". Он говорит: "Это существо (Слово или
Мудрость) было более или менее ясно олицетворено в соответствии с более
популярными или менее философскими, более материальными или менее абстрактными
понятиями данного века и данного народа. Это учение шло с берегов Ганга или
даже с побережья Желтого Моря до Илисса; оно было основной базой индусской
религии и индусской философии, а также и зороастризма; оно же составляло и
чистый платонизм и платонический иудаизм Александрийской школы. Много
прекрасных мест можно было привести из Филона о невозможности познать
человеческими чувствами Первое Самосущее Существо; и даже в Палестине Иоанн
Креститель и Сам Христос высказывали не новую доктрину, но скорее общее чувство
наиболее просвещенных людей своего времени, когда они заявляли, что "ни единый
человек не видел Бога ни в какие времена". В согласии с этим основным
положением в передаче древнейших иудейских Писаний, вместо прямого и
непосредственного общения с единственным великим Божеством, возникло учение о
посредствующих существах, через которые происходит это общение. Согласно одной
достоверной традиции, на которую указывает Св. Стефан, закон был доставлен
"расположением Ангелов"; согласно другому преданию это посредничество было
предоставлено одному Ангелу, иногда называемому Ангелом Закона (см. Посл. к
Галатам III,19), иногда Мэтатроном. Но наиболее часто упоминаемый как бы
представитель Бога для ума и для чувств человеческих был Мемра или Божественное
Слово. Замечательно, что то же название можно встретить в индусских, персидских,
платонических и александрийских системах. Древнейшими иудейскими
комментаторами, таргумистами, этот термин уже применялся к Мессии; излишне
говорить о том, каким образом он получил священное значение, когда был введен в
христианскую систему"*6. Как показывает приведенная цитата ученого Декана, идея
Слова, Логоса была всемирной, и она составляла часть идеи Божественной Троицы.
В Индии философы говорят о проявленном Брахмане как о Сат-Чит-Ананда, что
означает Бытие, Разум и Блаженство. В популярном изложении Проявленный Бог есть
Троица: Шива Начало и Конец; Вишну – Хранитель; Брама – Создатель вселенной.
Учение Зороастра дает такую же Троицу: Ахурамазда, Великий, Первый; затем
"близнецы", двойственное Второе Лицо – ибо Второе Лицо св. Троицы всегда
двойственно (Эта идея выродилась в наше время в противоборствующих Бога и
Дьявола) и третье Лицо, Вселенская Мудрость, Армаити. В Северном Буддизме мы
находим Амитаба, беспредельный Свет; Авалокитешвара, источник воплощений и
Манджусри, Мировой Разум. В Южном Буддизме идея Бога замерла, но с
многозначащим упорством Троица появляется снова как три идеи, которые
составляют для северных Буддистов их прибежище, это – Будда, Дхарма (Доктрина)
и Сангха (Знание). Но и сам Будда почитается иногда как Троица; на камне Будда
Гайя сохранилась надпись, посвященная Ему как воплощению Вечного, и там
сказано: "Ом! Ты еси Брама, Вишну и Махэша (Шива)... Я поклоняюсь Тебе, который
превозносится в тысячи именах и под разными формами, во образе Будды, Бога
Милосердия"*7. В угасших религиях находим ту же идею Троицы. В Египте она была
преобладающей во всем религиозном культе. "Мы имеем в Британском Музее
иероглифическую надпись, относящуюся к царствованию Сенека, в восьмом столетии
до христианской эры, показывающую, что чтение о Троице составляло часть их
религии"*8. То же было и в эпохи гораздо более отдаленные, Ра, Осирис и Гор
представляли собой Троицу, пользовавшуюся широким признанием; в Абидосе
поклонялись Осирису, Изиде и Гору; в иных местах им поклонялись под другими
именами, а треугольник был повсеместно употреблявшийся символ Троичной Ипостаси.
Основная идея Божественной Троицы, какие бы имена ей ни давались, выясняется в
изречении, цитируемом из Маруфо, древнего оракула, который, осуждая гордость
Александра Великого, говорит: "Прежде Бог, затем Слово, и с ними
|
|