|
ь нашей Воли. Второй аспект
духовного тела характеризуется Ап. Павлом в таких многозначительных словах:
"Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога
жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный"*7. Это – Тело Блаженства,
прославленное тело Христа, "Тело Воскресения". Оно не "построено" работой
сознания как в низших проводниках; оно не создано опытом и не возведено из
материалов, собранных человеком в течение его долгого странствия. Это – тело,
которое принадлежит жизни Христа, жизни Посвящения; вместилище божественного
расцвета человека; оно построено Богом при содействии Св. Духа и оно растет в
течение всех жизней Посвященного, достигая своего совершенства лишь при
"Воскресении". Третий аспект духовного тела есть тончайшая оболочка, отделяющая
индивидуальный Дух как особое Существо и в то же время допускающая
проникновение в него вся и всех, являясь совершенным выражением основного
единства. В тот день, когда "сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет
Бог все во всем"*8, тогда и эта оболочка будет превзойдена, но для нас она
останется высшим проявлением духовного тела, в котором мы поднимаемся к Отцу и
соединяемся с Ним. Христианство всегда признавало существование трех миров,
через которые проходит человек; первый – физический мир; второй – промежуточное
состояние, непосредственно следующее за смертью; третий – небесный мир. Эти три
мира признаются всеми образованными Христианами; лишь невежественные люди
воображают, что человек может перейти со своего смертного одра в конечное
состояние блаженства. Но самое представление о промежуточном мире несколько
различается в различных церквях. Римскокатолическая называет его Чистилищем и
верит, что каждая душа проходит через него, исключая души Святого, который
достиг совершенства, а также души человека, который умер не очистившись от
"смертного греха". Большинство человечества вступает после смерти в область,
где человек очищается, оставаясь там в течение периода, соответствующего тем
грехам, которые он совершил и переходя только тогда в небесный мир, когда он
вполне очистился. Учения различных протестантских общин различаются в
подробностях и в большинстве из них отвергается идея посмертного очищения; но
все они согласны в том, что существует промежуточное состояние, называемое
иногда "Раем", иногда "периодом ожидания". Небесный мир рассматривается повсюду
в современном Христианстве как конечное состояние человека, причем не имеется
никакого определенного представления о природе этого мира, а также и о том,
прогрессирует или остается неизменным тот, кто достиг до небесного мира. В
раннем Христианстве небо признавалось тем, что оно и есть на самом деле:
ступенью в прогрессивном восхождении души, и учение о перевоплощении в той или
другой форме – о предсуществовании души – входило в состав христианской
доктрины. Отсюда неизбежный вывод, что небесное состояние есть временное
условие, хотя иногда и чрезвычайно продолжительное, длящееся "век", как
выражено в греческом тексте Нового Завета; век, кончающийся для человека
возвращением на следующую ступень его продолжающейся жизни и прогресса, а не
"вечно длящийся", как неправильно выражено в английском разрешенном переводе*9.
Чтобы закончить наш общий обзор, необходимый для понимания Воскресения и
Вознесения, мы должны рассмотреть, как происходит развитие этих различных
проводников или тел на высших ступенях эволюции. Физическое тело находится в
состоянии постоянного обмена, его составные частицы постоянно возобновляются и
его отличительное свойство – непрестанное строительство; а так как тело
строится из пищи, которую мы едим, из жидкостей, которые мы пьем, из воздуха,
которым мы дышим, и из всех частиц, постоянно выбрасываемых окружающей нас
средой, от нас зависит очищать наше тело, избирая разумно материалы, из которых
оно строится; таким сознательным подбором мы можем достигнуть того, что тело
наше станет все более и более совершенным орудием для нашей деятельности, все
более восприимчивым для высших вибраций и соответствующим для более чистых
желаний и для более благородных и возвышенных мыслей. По этой причине все
стремившиеся участвовать в Мистериях должны были выполнять правила строгой
диеты, омовений и т д. и быть очень разборчивыми относительно выбора людей, с
которыми имели дело, и тех мест, которые они посещали. Тело желаний изменяется
точно так же, но материалы, из которых оно строится, доставляются свойством
желаний человека, зависящих от игры его чувствований, страстей и эмоций. Если
они грубы – и материалы, вводимые в тело желаний, так же грубы, если же они
очищены от грубых примесей, тело желаний становится утонченным и чрезвычайно
чувствительным к высшим влияниям. По мере того, как человек начинает
господствовать над своей низшей природой и становится бескорыстным в своих
желаниях, чувствах и эмоциях, по мере того, как его любовь к окружающим
делается все менее эгоистичной и жадной, и этот проводник его сознания
становится все чище. Результат этого очищения сказывается в том, что когда он
во время сна выступает из своего физического тела, его переживания в невидимом
мире становятся яснее, выше и поучительнее, а когда он покидает свое тело после
смерти, он быстро проходит все промежуточные стадии, его тело желаний
разлагается с большой быстротой и не задерживает его тело в его поступательном
движении. Ментальное тело человека строится таким же образом силою мысли. Оно
становится проводником его сознания в небесном мире, а на земле строится
стремлениями человека, его воображением, разумом, силою суждений,
артистическими способностями, упражнениями всех его умственных сил. Каким
человек его сделает, таково оно и будет, и продолжительность и богатство его
небесного пребывания зависят вполне от тех свойств ментального тела, которые он
внесет в него во время своей жизни на земле.
По мере того, как человек поднимается на высшую ступень эволюции, ментальное
тело начинает действовать независимо еще при жизни человека на земле, и он
постепенно начинает сознавать свою небесную жизнь даже среди вихря мирского
существования. Тогда он становится "Сыном Человеческим, сущим на небесах"*10,
который в сос
|
|