|
е должен преодолеть каждый Христос, прежде чем он "сможет всегда
спасать приходящих через него к Богу"*24. Испытавший это предельное страдание
становится воистину Спасителем мира, он может взять на себя мировой подвиг, для
свершения которого все это и было лишь подготовлением. В него устремляются все
силы, противные человеку, чтобы в нем преобразиться в противоположные силы, в
светлые силы, несущие миру помощь. Так становится он одним из Центров Мира на
земле, которые преобразуют враждебные силы, грозящие раздавить человечество, в
силы, ведущие людей к гармонии. Часть страданий Христа, не достигшего еще
совершенства, заключается в этом приведении к гармонии сил, несущих раздор в
мир. "Хотя он и Сын, он все же познает через страдание и таким образом
становится совершенным"*25. В человеческом мире было бы гораздо больше вражды и
раздора, если бы в его среде не жили праведники, способные умиротворять
враждебные силы. Когда говорится, что Христос страдает "за человеков", что Его
сила заменяет их слабость, Его чистота – их греховность, Его мудрость – их
неведенье, слова эти выражают истину; ибо Христос становится настолько единым с
людьми, что возникает взаимодействие между Его жизнью и их жизнями. Происходит
не замещение, а приятие их в Его жизнь и излияние Его жизни в них. Ибо,
поднявшись на высший план единства, Он способен разделять со всеми все, что Он
приобрел, давать все, чего Он достиг. Пребывая над уровнем раздельности и глядя
сверху на души, погруженные в разъединение, Он приходит в общение с каждой из
них, тогда как для них недоступно взаимное общение. Вода может изливаться во
многие трубы, открытые для резервуара, но закрытые одна для другой, – так и Он
в состоянии изливать Свою жизнь в каждую душу. Только одно условие необходимо
для того, чтобы Христос мог разделить Свою силу с младшим братом: чтобы
сознание последнего открылось для божественного, чтобы оно оказалось
восприимчивым для предлагаемой Жизни и свободно воспринимало бы изливаемый дар.
Ибо свобода нашего Духа охраняется Богом так ревностно, что Он изливает в
человеческую душу Свою Жизнь и Силу только если душа пожелает воспринять Его.
Необходимо взаимодействие снизу и сверху: сверху – воля давать, снизу –
раскрытие души и ее желание воспринять. Это и есть связующее звено между
Христом и человеком; это – то, что Церковь называет излиянием "божественной
благодати"; и это же взаимодействие подразумевается, когда говорят, что
необходима "вера" для того, чтобы благодать оказала свое действие.
Указывая на то же явление, Джордано Бруно говорит, что человеческая душа имеет
окна и может закрыть их от солнечного света, но солнце продолжает светить;
пусть только раскроются окна и его свет вольется в душу. Божественный свет
всегда с нами, в нем нет перемены, перемена происходит только в человеке; но
над волей человека не должно быть насилия, божественная Жизнь должна
действовать на нее беспрепятственно, развитие воли должно совершаться свободно.
Благодаря этому связующему звену с появлением каждой Души Христа все
человечество поднимается на ступень выше и Его мудростью уменьшается неведенье
всего мира. Каждый человек становится сильнее Его силою, изливающейся на все
человечество. Из этого учения, понятого узко и истолкованною неверно, возникла
доктрина заместительного Искупления как юридической сделки между Богом и
человеком, в которой Иисус стал на место грешника. Истинное отношение к
братьям-людям Того, кто поднялся на такую высоту, где кончается всякое
разъединение, не было понято; единство природы Спасителя и спасаемых было
ошибочно понято как личное заместительство, и таким образом духовная истина
затерялась и возникло жестокое представление судебной сделки. "Достигший
полного возраста Христа знает, что его место в мире – быть Спасителем и
Искупителем человеческих грехов. Он пребывает в самом Сердце мира, в его Святая
Святых, как Первосвященник человечества. Он составляет одно со всеми своими
братьями, но не путем заместительства, а благодаря единству общей жизни.
Согрешает ли кто? Он разделяет его грех, чтобы Его чистота могла очистить
грешника. Предается ли кто скорби? И Он становится в нем скорбящим. Каждое
разбитое сердце разбивает Его сердце, каждое пронзенное сердце пронзает и Его.
Радуется ли кто? С радующимся и Он радуется. Он заключает в себе все и это все
разделяет со всеми. Он – совершенен, поэтому и все совершенны с Ним. Он
поднялся на высоту, чтобы помогать тем, кто внизу, и Он живет, чтобы все могли
разделить Его жизнь. Он поднимает с собой весь мир и весь путь становится
доступнее для всех потому, что Он ступал по нему. Каждый сын человеческий может
стать таким проявленным Сыном Божиим, таким Спасителем мира. В каждом подобном
Сыне "Бог явился во плоти"*25; каждый становится тем Искупителем, который
помогает всему человечеству, той живой Силой, которая обновляет все сущее. И
только одно необходимо для того, чтобы эта сила активно проявилась в
индивидуальной душе: душа должна раскрыть свои двери и впустить Его. Даже и Он,
вездесущий и всепроникающий, не может насиловать волю брата своего.
Человеческая воля может устоять одинаково и перед Богом, и перед человеком, и
должна добровольно соединиться с высшим, а не пассивно подчиниться ему. Стоит
ей распахнуть двери души, и жизнь в изобилии вольется в нее; пока же дверь
закрыта, до нее достигает лишь нежное дуновение Его жизни, чтобы сладость этого
дуновения могла победить там, где не должно быть насилие. Вот что значит быть
Христом; но это не все: смертное перо не может описать бессмертное и смертные
слова не могут выразить то, что не выразимо силою слова. Язык не может
произнести, непросветленный разум не может понять эту мистерию Сына, который,
заключив в сердце своем сынов человеческих, стал единым с Отцом".
Кто желает готовиться к такому высокому достижению в будущем, должен уже теперь,
в земной жизни, вступить на путь отречения и подвигаться в Тени Креста. И не
допускать сомнения в возможности достигнуть вершины, ибо это означало бы
сомневаться, что Бог – внутри человека. "Имейте веру в себя", – вот один из
уроков, который дается этим высшим проникновением в природу человека, ибо эта
вера есть воистину вера в Бога, который внутри нас. Чтоб
|
|