|
– одна в
июне, а другая в июле. Вопрос этот был окончательно решен папой Юлием I в 337 г.
по Р. Х. и св. Златоуст пишет в 390 г.: "В Риме был избран этот день, т. е. 25
декабря, как день Рождества Христова для того, чтобы в тот же день празднующие
свои торжества язычники (Брюмалии в честь Вакха) не мешали Христианам
праздновать свое торжество без помех". Гиббон в своем сочинении "Упадок и
разрушение Римской империи" пишет: "Римляне (христиане), не ведая, так же как и
их братья, истинного дня рождения Христа, избрали для его торжественного
празднования 25 декабря, время Брюмалий или зимнего солнцестояния, когда
язычники празднуют ежегодное рождение Солнца". Кинг в своем труде "Gnostics and
their Remains" говорит: "Древний праздник, который праздновали 25 декабря в
честь рождения Непобедимого*8, ознаменованный великими играми в цирке, был
отнесен позднее к памяти рождения Христа, точная дата которого была по
признанию многих Отцов Церкви в то время неизвестна". Из современных писателей
Фаррар говорит: "Бесполезно пытаться отыскивать месяц и день Рождества. У нас
нет никаких данных, чтобы определить их хотя бы приблизительно". Из всего
предыдущего можно заключить, что праздник зимнего солнцестояния был в древности
празднуем во всех, даже наиболее отдаленных друг от друга странах, в честь
рождения Бога, которого почти повсеместно считали Спасителем и Матерью которого
признавалась Непорочная Дева. И все эти поразительные сходства, на которые мы
указывали не только относительно рождения, но и относительно жизни этих
Богов-Спасителей, слишком многочисленны, чтобы их можно было объяснить одними
совпадениями"*9. В истории Будды можно легко проследить, как миф сливается с
историческим лицом. История его жизни хорошо известна и в большинстве сказаний,
распространенных в Индии, о его рождении говорится как о простом человеческом
появлении на свет. Но по китайской версии он родился от непорочной девы
Майадэви, и здесь снова повторяется архаический миф о появлении нового Героя.
Уильямсон говорит, что у кельтских народов зажигали огни на холмах и теперь еще
зажигают 25 декабря, и такие же огни называются у Ирландцев и у горных
Шотландцев Bheil или Baaltinne, по имени Бэла или Баала, древнего божества
Кельтов – Бога-Солнца, хотя теперь эти огни зажигаются в честь Христа*10.
Верно понятый праздник Рождества мог бы представить лишь новый повод для
радости и принять еще более священный характер, если бы почитатели Христа
видели в нем повторение древнего торжества, празднуемого в целом мире, и
теряющегося в необозримой дали глубокой древности. Они узнали бы, что
рождественские колокола звучат на протяжении всей человеческой истории, и что
из мрака времен к нам возвращается эхо их вибрирующих гармоний. Не в
исключительном обладании, а во всемирном признании заключена печать истины.
Дата смерти Христа – как мы уже говорили – не установлена, как установлена дата
Его рождения. Первая высчитывается по относительному положению Солнца и Луны во
время весеннего равноденствия, которое изменяется ежегодно и служит днем для
празднования всех солнечных Героев. Название животного, принятое как символ
данного Героя, идет от знака Зодиака, в котором Солнце достигает весеннего
равноденствия, а это обстоятельство меняется в зависимости от прецессии
равноденствий. В Ассирии Оаннес имел своим знаком Рыб, и они были его символом;
Митра родился под знаком Тельца, и поэтому изображается едущим на тельце, а
Осирису поклонялись под видом Осириса-Аписа или Сераписа, Быка. И в Вавилоне
Меродаху поклонялись под видом Тельца так же, как и Астарте в Ассирии. Когда
Солнце находится в созвездии Овна, Рама (барана) или Агнца, – Осирис снова
появляется под видом Рама и тот же знак Зодиака становится символом Иисуса –
Агнца Божия. В катакомбах нередко находят изображения Агнца, как символа
Иисуса; иногда Агнец изображен лежащим на Кресте. По этому поводу Уильмсон
говорит: "С течением времени Агнца стали изображать на кресте и лишь со времени
шестого Константинопольского собора, созванного в 680 году, было постановлено
заменить древний символ человеком, распятым на кресте. Постановление это было
подтверждено папою Адрианом I"*11. И древний символ Рыб прилагался также к
Иисусу, что видим из изображений в катакомбах. Смерть и воскресение Солнечного
Героя во время весеннего равноденствия повторяются также неизменно, как и его
рождение во время зимнего солнцестояния. Осирис, падающий в это же время года
под ударами Тифона, изображается внутри круга горизонта с распростертыми руками,
как бы распятый – положение, которое вначале означало благословение, а вовсе
не страдание. И смерть Таммуза оплакивалась ежегодно во время весеннего
равноденствия в Вавилоне и Сирии, а также смерть Адониса в Сирии и в Греции, и
Аттиса во Фригии, которого изображают под видом "связанного человека с агнцем в
ногах"*12. Смерть Митры праздновалась таким же образом в Персии, а в Греции –
смерть Вакха или Дионисия, что одно и то же. В Мексике мы находим ту же идею и
там она изображается, как везде, крестом. Во всех этих торжествах за
оплакиванием умершего немедленно следует радость о его воскресении. По этому
поводу следует отметить интересное исследование, по которому слово Easter,
Пасха Светлое Воскресение – идет от имени Иштар, девы-матери убитого Таммуза*13.
Интересно также отметить, что пост, предшествующий смерти и погребению во
время весеннего равноденствия, – наш Великий Пост встречается в Мексике, Египте,
Персии, Вавилоне, Ассирии, в Малой Азии и в некоторых случаях его
продолжительность равняется сорока дням*14. В псевдо-Мистериях история
Бога-Солнца была представляема в виде драмы, тогда как в истинных Мистериях
Посвященный переживал ее; вот почему солнечные "мифы" и реальные события
Посвящения переплетались между собой. И когда Учитель Христос стал Христом
Мистерий, легенды о более древних Героях тех же Мистерий сплетались вокруг Его
имени, и древние сказания снова воскресли, а в центре их оказался последний
божественный Наставник, как представитель солнечного Логоса. И уже после этого
празднование Его рождения слилось с тем незапамятным днем, когда Солнце
родилось от Девы, когда полуночное небо наполнилось ликованьем небесных сон
|
|