|
деятельность Логоса или Слова в космосе, и во-вторых – жизнь Того, кто есть
воплощение Логоса, или же жизнь одного из Его Посланников. Герой мифа бывает
обыкновенно представлен в виде Бога или полубога, и его жизнь, как это
выясняется из всего вышесказанного, должна соответствовать движению Солнца,
которое являет собою как бы тень Логоса. Часть этого движения, играющая важную
роль в человеческой жизни, падает на время между зимним солнцестоянием и
достижением зенита в летний период. Герой родится всегда во время зимнего
солнцестояния, умирает в весеннее равноденствие и, победив смерть, возносится
на небо. В этом отношении интересна следующая цитата, хотя ее автор, становясь
на более общую точку зрения, рассматривает миф лишь как аллегорию, рисующую
внутренние истины: "Альфред де Виньи говорил, что легенда бывает нередко более
истинна, чем история, ибо она излагает не факты, часто неполные и незаконченные,
а говорит о самом гении великих людей и великих наций. Эта прекрасная мысль
может быть особенно приложима к Евангелию, ибо Евангелие не есть лишь рассказ о
прошлом, это есть также великое повествование обо всем, что есть и обо всем,
что будет. Всегда к Спасителю мира будут относиться с обожанием цари разума,
представленные в лице Магов; всегда будет Он умножать хлебы причащения, чтобы
напитать и возрождать наши души; всегда, когда мы будем призывать Его во тьме и
буре, придет Он на наш зов, ступая по водам, всегда будет Он протягивать нам
Свою руку, чтобы помочь нам перейти по гребням вздымающихся волн; всегда будет
Он исцелять наши немощи и возвращать нам потерянное зрение; всегда будет Он
появляться перед своими верными последователями просветленным и преображенным
на горе Фаворе, объясняя закон Моисея и умеряя усердие Илии"*6. Мы увидим далее,
что мифы тесно связаны с Мистериями, ибо часть Мистерий состояла в том, что в
живых картинах показывались события высших миров, воплотившиеся в мифах. В
псевдомистериях искаженные отрывки из живых картин, видимых в истинных
Мистериях, были представляемы в драматической форме, и многие второстепенные
мифы являются такими драмами, облаченными в слова. Широкие очертания истории
Солнечного Бога очень ясны, и самая значительная часть Его жизни заключается в
пределах первых шести месяцев солнечного года, тогда как остальные шесть
месяцев представляют собой период оберегания и сохранения. Он всегда рождается
во время зимнего солнцестояния, после самого короткого дня в году, в полночь 24
декабря, когда знак Девы поднимается над горизонтом, являясь в момент, когда
появляется этот знак. Он всегда рождается от Девы, которая остается девой и
после того, как даст жизнь Младенцу – Солнцу, совершенно так же, как и небесная
Дева остается непорочной после того, как солнце появится на небесах. Слабым и
немощным, как новорожденное дитя, является оно тогда, когда дни самые короткие,
а ночи – самые длинные; и его детство также окружено опасностями, ибо царство
тьмы получает перевес над царством света. Но он преодолевает все эти опасности,
дни удлиняются по мере приближения к весеннему равноденствию, пока не настанет
момент пересечения или распятия, дата которого меняется каждый год. Встречаются
скульптурные изображения, которые представляют Солнечного Бога внутри круга
горизонта, причем его голова и ноги касаются круга из севере и на юге, а
протянутые руки – на западе и востоке. "Он был распят" – говорит этот символ.
После этого он поднимается, торжествующий, и возносится на небо, силою своею
наливая колосья и виноград, отдавая свою жизнь для их созревания, и через них
питая и своих поклонников. Бог, рожденный на заре 25 декабря, всегда бывает
распят во время весеннего равноденствия и всегда отдает свою жизнь, чтобы
питать своих поклонников – таковы наиболее выдающиеся признаки Бога-Солнца.
Установленное число его рождения и переменное число его смерти полно значения,
если мы вспомним, что первое совпадает с постоянным, а второе с переменным
положением солнца. "Пасха" есть передвигающееся событие, исчисляемое
относительным положением солнца и луны, что делает невозможным установить дату
для исторического события, тогда как при вычислении солнечного праздника
передвижение является естественным и даже неизбежным. Эти меняющиеся даты
указывают не на историю человека, а на Героя солнечного мифа. Те же события
повторяются в жизни различных Солнечных Богов и древность изобилует подобными
примерами. Изида Египетская, подобно Марии из Вифлеема, была Непорочной
Владычицей, Звездой Океана, Царицей чанной звездами, держащей на руках Младенца
Гора; а позади сидения, на котором сидит мать с младенцем на коленях, ясно
видно изображение креста. Дева Зодиака изображалась на древних рисунках в виде
женщины, кормящей ребенка; это – прототип всех будущих Мадонн с их
божественными младенцами, указывающий на происхождение самого символа. Деваки
также изображается с божественным Кришной на руках, и Вавилонская Милитта или
Иштар с таким же венцом из звезд и с младенцем Таммузом на коленях. Меркурий и
Эскулап, Вакх и Геркулес, Персей и Диоскуры, Митра и Заратустра – все они были
одновременно и божественного, и человеческого происхождения. Отношение зимнего
солнцестояния к истории Иисуса также полно значения. Рождение Митры
праздновалось с большим ликованием точно так же в день зимнего солнцестояния и
рождение Гора падает также на это число: "Его рождение есть одна из величайших
мистерий религии (Египта). Картины, изображающие это событие, появились на
стенах храмов... Он был сын Божества. На Рождество, т. е. в день, совпадающий с
христианским праздником, его изображение выносилось из храма с особыми
церемониями, как это происходит в Риме и до сих пор с изображением Младенца
Христа, которое выносится из церквей и показывается народу"*7. Относительно
установления дня рождения Иисуса на 25 декабря Уильямсон говорит следующее:
"Все христиане знают, что 25 декабря есть праздник, признаваемый ныне за день
рождения Иисуса, но мало кто знает, что не всегда было так. Есть сведенье, что
было установлено сто тридцать шесть различных дат разными христианскими сектами.
Ляйтфут относит это событие из 15 сентября, другие исследователи – на февраль
или август. Эпифаний упоминает о двух сектах, праздновавших рождество
|
|