|
о исследования, таков: где
искать источник религий? На этот вопрос в наши дни имеется два ответа, один,
даваемый Сравнительной Мифологией, другой Сравнительным Изучением Религий. Оба
утверждают свои ответы на общей основе признанных фактов. Исследования доказали
неоспоримо, что все мировые религии сходны в своих главных учениях и в том, что
все они имели Основателей, являвших сверхчеловеческие силы и величайшую
нравственную высоту; что они схожи в своих этических заповедях, в средствах для
достижения соприкосновения с невидимыми мирами и в символах, посредством
которых они выражали свои руководящие верования.
Это сходство, доходящее во многих случаях до тождества, доказывает по выводам и
той и другой научной школы – общее происхождение религий.
Но относительно природы этого общего происхождения обе школы расходятся между
собой. Представители Сравнительной Мифологии утверждают, что это общее
происхождение есть общее невежество, и что самые возвышенные религиозные
доктрины не более как утонченное выражение грубых представлений дикарей,
выражающих их понятия о себе и об окружающем их мире. Анимизм, фетишизм,
поклонение природе, поклонение солнцу – вот составные части того первобытного
ила, из которого выросла великолепная лилия религии. Кришна, Будда, Лаоцзы,
Иисус – все это по их мнению хотя и высокоразвитые, но все же нисходящие по
прямой линии потомки вертящихся знахарей диких племен. Бог есть как бы
составная фотография бесчисленных богов, олицетворяющих силы природы. И так
далее, все в этом роде. Вся суть этой школы обобщается в одной фразе: религии –
ветви одного общего ствола: человеческого невежества. Представители
Сравнительного Богословия утверждают со своей стороны, что все религии получают
свое начало в учениях тех Богочеловеков, которые, появляясь от времени до
времени, предлагают различным народам такие части из основных религиозных истин,
какие данный народ способен воспринять; которые провозглашают одну и ту же
нравственность, предлагают применение одних и тех же средств, употребляют
однозначащие символы. Религии дикарей анимизм и остальные – не более, как
вырождения, результаты упадка, искалеченные отголоски истинных религиозных
верований. Поклонение солнцу и чистые формы поклонения природе были в свое
время благородными религиями, высокоаллегорическими и полными глубокой истины и
значения. Великие Учителя, по мнению Индусов, Буддистов и некоторых
представителей Сравнительного Изучения Религий, каковы Теософы, образуют
Великое Братство, члены которого высоко поднялись над обыкновенным
человечеством, служат ему как его духовные Охранители и от времени до времени
появляются среди людей, чтобы дать им новый духовный толчок. Эта точка зрения
может быть выражена в нескольких словах: "религии – ветви одного общего ствола:
Божественной Эта Божественная Мудрость называлась в различные века Гнозисом,
Мудростью, Теософией и некоторые представители религиозного сознания,
стремившиеся в различные века подчеркнуть свою веру в единство религий,
предпочитали эклектическое имя Теософа всякому другому, более узкому
обозначению.
Об относительной ценности доводов, выставляемых двумя названными школами, можно
судить по тому, насколько убедительны те доказательства, которые выставляются
каждой из них. Выродившаяся форма благородной идеи может быть с виду вполне
сходной с утонченным выражением грубой идеи, и единственный способ решить,
имеем ли мы дело с вырождением или эволюцией, это – исследовать ее
промежуточные фазы и ее отдаленный источник. Доказательства, которые
выставляются сторонниками происхождения религии из источника Мудрости, такого
рода: они утверждают, что Основатели религий, судя по записям их учений, стояли
несравненно выше уровня современного им человечества; что св. Писания содержат
нравственные правила, возвышенные идеалы, поэтические вдохновения, глубокие
философские положения, которые по красоте и вдохновению несравненно выше, чем
все позднейшие Писания тех же религий; иными словами, что не новое выше старого,
а наоборот, старое выше нового. Далее, они утверждают, что нельзя указать ни
на один случай усовершенствования первоначального религиозного источника, тогда
как можно привести не мало противоположных случаев – вырождения самых
возвышенных учений; и кроме того, если внимательно рассматривать религии
дикарей, и в них можно найти следы возвышенных идей, которые с полной
очевидностью превышают творческие способности самих дикарей. Эта последняя
мысль была разработана ученым Эндрю Ланг, который, судя по его книге "The
Making of Religion" ("Образование Религий"), принадлежит скорее к
представителям "Сравнительного Изучения Религий", чем к сторонникам
"Сравнительной Мифологии". Он указывает на существование общей традиции,
которая – утверждает он – не могла возникнуть среди самих дикарей, обычные
верования которых так грубы и мысль которых стоит на таком низком уровне. Он
указывает, что под их грубыми верованиями кроются возвышенные традиции,
касающиеся природы Божественного Существа и Его отношения к людям.
Обоготворяемые ими божества обладают по большей части свойствами самых
настоящих дьяволов, но за ними, над всем этим несовершенством, чувствуется
неясное, но полное света осеняющее Присутствие, редко или совсем не называемое,
упоминаемое с благоговением как источник всего, как сила любви и добра, слишком
нежная, чтобы возбуждать ужас и слишком благая, чтобы требовать умиротворения.
Такие идеи очевидно не могли возникнуть среди дикарей, и они остаются
красноречивыми свидетелями откровения, данного одним из великих Учителей –
смутное предание о котором существует почти повсеместно, – который был Сыном
Мудрости и сообщал некоторые из своих учений в давно прошедшие века.
Причина, а также и оправдание взглядов, разделяемых представителями
Сравнительной Мифологии, совершенно ясна. Они всюду находили грубые формы
религиозных верований, когда их исследования касались диких племен. Формы эти
всегда сопровожд
|
|