Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Теософия :: Анни Безант :: Анни Безант - ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО или малые мистерии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-
 
шники будут наказаны по своим заслугам, а праведные 
получат свою награду? И все же, Мистерия воскресения, не будучи понята, 
сделалась предметом насмешки среди неверующих. При подобных обстоятельствах 
говорить о христианской доктрине как о тайной системе представляется нелепостью.
 Но что имеются некоторые учения, не открываемые толпе, которые (раскрываются) 
после того, как экзотерические усвоены, – это не составляет особенности одного 
христианства, но и всех философских систем, в которых известные истины – 
внешние, а другие – внутренние. Некоторые из слушателей Пифагора были 
удовлетворены его ipse dixit, тогда как другие были обучаемы втайне тем истинам,
 которые не сообщались несведущим и недостаточно подготовленным людям. Сверх 
того, все Мистерии, которые совершались по всей Греции и по всем варварским 
странам, хотя и держались в тайне, не навлекли на себя посрамления, и, таким 
образом, он (Цельсий) вотще стремится клеветать на тайные доктрины христианства,
 доказывая тем, что он не понимает правильно их природу"*34.
Невозможно отрицать, что в этом важном месте своей книги Ориген причисляет 
Христианские Мистерии к той же категории, к какой принадлежат и Мистерии 
языческого мира, и заявляет, что то, что не навлекает порицания на другие 
религии, не может служить поводом для нападения на Христианство.
В том же трактате против Цельсия он заявляет, что тайные учения Иисуса были 
сохранены в Церкви, и при этом ссылается на пояснения, которые Учитель давал 
Своим ученикам относительно Своих всенародных притч. Эту ссылку он делает в 
ответ на сравнение Цельсия "внутренних Мистерий Церкви Божией" с египетским 
поклонением животным. "Я еще не говорил о соблюдении сего, что написано в 
Евангелиях, из которых каждое содержит много трудного для понимания и трудного 
не только для толпы, но даже и для наиболее просвещенных, в том числе и 
чрезвычайно глубокое пояснение притч, которые Иисус давал "внешним", оставляя 
толкование их полного значения для тех, которые перешли за ступень внешнего 
учения и приходили к Нему частным образом в дом. Когда же он поймет это, он 
оценит причину, почему про некоторых говорят, что они `внешние', а про других 
-что они `в доме'"*35. Ориген ссылается, хотя и с осторожностью, на явление 
"горы", на которую возносился Иисус и с которой он спускался снова, чтобы 
помочь "тем, которые были неспособны следовать за Ним туда, куда последовали за 
Ним ученики"*36. Здесь делается намек на "Гору Посвящения", хорошо известное 
выражение, которое и Моисей употреблял, говоря о Скинии, сделанной по образцу, 
"показанному тебе на горе"*37. И в другом месте Ориген упоминает о том же, 
говоря, что Иисус являлся в совершенно ином виде, в каком его не видели те, 
которые не могли "следовать за Ним на высоту". Также и в комментариях на гл. XV 
Евангелия Матфея, в котором дело идет о СироФиникийской женщине, Ориген 
замечает: "Возможно также, со слов Иисуса, что есть такие хлебы, которые 
следует давать лишь наиболее разумным, как бы детям своим; и другие, как бы 
крошки со стола благорожденных, которые подбираются некоторыми душами, подобно 
тому, как делают это псы". А когда Цельсий жалуется, что грешники вводятся в 
Церковь, Ориген отвечает, что Церковь имеет целебные средства для больных, но 
также и познание божественных вещей для здоровых. Грешников учат не грешить, и 
лишь когда обнаружится, что люди подвинулись вперед и что они "очистились 
благодатью Слова", только тогда, не раньше, "приглашаем мы их участвовать в 
наших Мистериях. Ибо мы делимся мудростью с теми, которые совершенны"*38, 
грешники же получают исцеление, "ибо в божественности Слова пребывает помощь 
для исцеления тех, которые захвачены недугом... И другое, что для чистых душою 
и телом дает раскрытие Мистерии, которая содержалась втайне с сотворения мира, 
но которая ныне стала явной благодаря Писаниям пророков и благодаря появлению 
нашего Господа Иисуса Христа, которое появление очевидно для каждого из 
совершенных и которое просвещает разум в истинном познании вещей"*39. Такие 
появления божественных Существ происходили, как мы видели, и в языческих 
Мистериях, и в церковных Мистериях были такие же светлые появления. "Бог Слово",
 говорит он, -"было послано как целитель и к грешникам, но как Учитель 
Божественных Мистерий к тем, кто уже очистился и более не грешит"*40. "Мудрость 
не проникнет в душу низкого человека и не будет пребыватъ в теле, которое 
погрязло в грехе"; вот по-чему эти высшие обучения даются только тем, кого 
можно считать "атлетами в благочестии и во всякой добродетели". Христиане не 
допускали нечистого к этому познанию, но говорили: "Кто имеет чистые руки и 
может поэтому простирать праведные руки к Богу... пусть придет он к нам... кто 
очищен не только от всякой скверны, но и от того, что считается меньшими 
грехами, да причислится он смело к посвященным в Мистерии Иисуса, которые 
настоящим образом познаются только праведными и чистыми". Отсюда было в обычае, 
чтобы тот, кто действовал как Посвящающий согласно с заповедями Иисуса, 
Иерофант, начинал церемонию Посвящения с торжественного обращения "к тем, чье 
сердце очищено: Он, душа которого в течение долгого времени не хранила в себе 
зла, особенно со времени целительного воздействия на него Слова, да услышит 
таковые учения, которые были потаенно высказаны Иисусом Своим истинным 
ученикам". Так начиналось "посвящение тех, кто был уже очищен, в священные 
Мистерии". Только такие могли познать реальности невидимых миров и вступить в 
священные пределы, где, как в былые времена, учителями были ангелы и где знания 
давались наглядно, а не с помощью одних только слов. Нельзя не поразиться 
разницей, которую обнаруживают эти Христиане по сравнению с их современными 
преемниками. У первых – совершенная чистота жизни, соблюдение праведности, 
осуществление божественного Закона во всех подробностях внешнего поведения были 
– так же, как и у язычников – только началом пути, а не его концом. В наши 
времена цель религии вполне закончена, если ей удалось создать Святого; тогда 
же высшие воздействия религии были обращены на достигших святости, и только 
чистые сердцем приводились к Блаженному Видению. То же указание на тайное 
обучение появляется снова, когда Ориген опровер
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-