Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Теософия :: Анни Безант :: Анни Безант - ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО или малые мистерии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-
 
ает аргументы Цельсия 
относительно разумности сохранения обычаев предков, когда оно основано на 
уверенности, что "отдельные части земли были с самою начала распределены между 
различными направляющими Духами, и предоставлены определенным правящим Силам, и 
таким образом происходит управление миром"*41. Опровергнув выводы Цельсия, 
Ориген продолжает: "Но так как мы считаем возможным, чтобы некоторые из тех 
людей, которые привыкли к более глубоким исследованиям, могут напасть на этот 
трактат, попытаемся изложить несколько соображений более глубокого рода, 
заключающих мистическую и сокровенную точку зрения, касающуюся первичного 
распределения различных частей земли между различными правящими Духами"*42. Он 
утверждает, что Цельсий неверно понял более глубокие основания, на которых 
построены земные дела, и вслед за этим цитирует из Второзакония, XXXII, 8-6: 
"Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда 
поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих; ибо часть Господа – народ 
Его; Иаков наследственный удел его". Мы берем греческий перевод, в котором 
упоминаются Ангелы Божии, и обращаем внимание читателя на последнюю часть, в 
которой "часть Господа" относится к правящему Ангелу Еврейскою народа, а не к 
"Всевышнему", т. е. Богу. Понимание этой разницы исчезло благодаря общему 
невежеству, и отсюда нередко неподходящее употребление слова "Господь" в смысле 
"Высочайшего". Затем Ориген рассказывает историю Вавилонской Башни и 
продолжает:
"Но по этому поводу многое, и притом мистического значения, может быть сказано; 
придерживаясь такового, выходит: "чтобы учение о вхождении душ в тела (но не 
переселение из одного тела в другое) не было выставлено перед простым 
непосвященным пониманием, и то, что свято, не было отдаваемо псам и жемчуг не 
был бросаем перед свиньями. Ибо такой образ действия был бы грешен, 
соответствовал предательству сокровенных признаний Божественной Мудрости... 
Будет достаточно, если представить в стиле исторического повествования то, что 
долженствует дать сокровенное значение в облачении истории, дабы имеющие 
способность на то, могли добиться сами всего, что относится к данному 
предмету"*43. Он излагает затем более подробно историю Вавилонской Башни и 
говорит: "Теперь же имеющий на то способность да поймет, что в том, что 
принимает внешний вид истории и содержит в себе нечто буквально верное, 
содержится кроме того и более глубокое значение..."*44 Доказывая, что "Господь" 
более могуществен, чем остальные Духи, правящие различными частями земли, и что 
Он в наказание послал свой народ, чтобы он жил под владычеством иных Сил, а 
впоследствии взял его обратно вместе с другими вошедшими в его состав 
народностями, Ориген делает такое заключение: "Как мы уже сказали, эти 
замечания делаются нами с скрытым намерением, чтобы указать на ошибки тех, 
которые утверждают..."*45 то же, что Цельсий. Отметив, что цель Христианства в 
том, чтобы мы стали мудрыми*46, Ориген продолжает: "Если вы подойдете к книгам, 
написанным после Иисуса, вы найдете, что все то множество верующих, которые 
внимают притчам, находятся как бы "вне", и достойны лишь внешних учений, тогда 
как ученики узнают отдельно от других объяснение притч. Ибо отдельно Своим 
собственным ученикам Иисус открывал все, считая выше толпы тех, кто желал знать 
Его мудрость. И Он обещал тем, кто верит в Него, послать таковым мудрых людей и 
книжников... И Павел также в списке Charismata, пожалованным Богом, поместил 
сперва "Слово мудрости", а затем уже, как второстепенное, "слово знания", и уже 
в третьих, еще ниже, "веру". И потому, что он считает "Слово" выше, чем 
чудодейственные силы, он помещает "сотворение чудес" и "дары исцеления" ниже, 
чем дары Слова"*47. Евангелие, несомненно, помогает и невежественному, "но оно 
не помеха к познанию Бога, В помощь, ведет к образованности, изучению наилучших 
понятий и достижению мудрости"*48. Что касается неразвитых людей, "я стараюсь 
улучшить и таковых в меру моей способности, хотя я и не желал бы строить 
христианскую общину из таких материалов. Ибо я предпочитаю искать более 
сведущих и проницательных, так как они способны пониматъ значение суровых 
изречений"*49. Здесь перед нами ясно выражена древняя христианская мысль, 
вполне совпадающая с соображениями, высказанными в первой главе этой книги. В 
христианстве есть место и для невежественных, но оно назначено не только для 
них и обладает глубинными учениями для "сведущих и проницательных". Для этих 
последних Ориген и старается доказать, что еврейские и христианские Писания 
имеют тайный смысл, скрытый под историческим изложением, видимое значение 
которого отталкивает их как нелепое, вроде истории змея и древа жизни, и 
"другие утверждения, которые следуют и которые сами по себе могут привести 
чистосердечного читателя к пониманию, что все эти вещи имеют соответственный 
аллегорический смысл"*50. Многие главы посвящены этим аллегорическим и 
мистическим значениям, скрытым под словами Старого и Нового Заветов, и он 
доказывает, что Моисей, подобно Египтянам, давал истории с сокровенным 
смыслом*51. "Тот, кто относится чистосердечно к историям" – в этом для Оригена 
основа верных толкований -"и желает, чтобы они не вводили его в обман, тот 
должен упражнять свое разумение в том, какие утверждения можно принять и какие 
следует понимать иносказательно, стараясь проникнуть в значение, придаваемое 
авторами таких выдумок; и каким утверждениям не следует доверять, как 
написанным для удовлетворения некоторых читателей. И мы говорим об этом в виде 
предупреждения относительно всей истории Иисуса, передаваемой в Евангелиях"*52. 
Большая часть четвертой книги Оригена посвящена пояснениям мистического 
значения священных историй, и желающих познакомиться с этим предметом мы 
отсылаем к этой книге. В книге "О началах" Ориген излагает как принятое учение 
Церкви, "что св. Писания были написаны Духом Божиим и что они имеют не только 
то значение, которое очевидно с первого взгляда, но еще и другое, ускользающее 
от внимания большинства. Ибо те (слова), которые написаны, суть формы неких 
Мистерий и образы божественных вещей. Относительно эт
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 71
 <<-