|
тою Иисуса Христа, по откровению
тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена и чрез
писания пророческие по повелению вечною Бога возвещена всем народам". Но лишь
немногим из них показано, что означают те вещи, которые содержатся в Мистерии.
И посему правильно говорит Платон, рассуждая о Боге: "Мы должны говорить
загадками, дабы, попадись таблица по несчастному случаю, приключившемуся с ее
листами на море или на суше, тот, кто прочтет их, оставался бы в неведении"*21.
После усердного исследования греческих писателей и наведения справок в
философии, св. Климент заявляет, что Гнозис, "сообщенный и открытый Сыном
Божиим, есть мудрость... И сам Гнозис есть то, что перешло через передачу к
немногим, переданное изустно Апостолами"*22. После подробного изложения жизни
Гностика, Посвященного, св. Климент заканчивает так: "Да будет этот пример
достаточен для тех, которые имеют уши. Ибо не подобает раскрывать тайну, но
лишь указать так, что бы достаточно было для соучастников в знании постигнуть
ее умом"*23. Считая, что св. Писания состоят из аллегорий и символов и что они
скрывают истинный смысл для того, чтобы возбуждать пытливость и охранять
невежественных читателей от опасности*24, св. Климент давал свое высшее
обучение только хорошо подготовленным ученикам. "Наши Гностики глубоко ученые
люди"*25 – говорит он. И в другом месте: "Гностики должны обладать
эрудицией"*26. Приобретая способности предыдущей умственной подготовкой,
возможно овладеть и более глубоким знанием, ибо, "хотя человек может верить, не
обладая знанием, мы все же утверждаем, что невозможно для человека без учености
понимать то, что объявляется в вере."*27 "Некоторые, считающие себя одаренными
от природы, не желают прикасаться ни к философии, ни к логике; более того, они
не хотят изучать и естественные науки. Они хотят одной только веры... Таким
образом, я того называю истинно ученым, который приносит все для
свидетельствования об истине, чтобы из геометрии, музыки, грамматики и самой
философии, выбирая все полезное, мог бы он охранять веру от нападения... Как
необходимо для того, кто желает разделять могущество Бога, трактовать
интеллектуальные предметы путем философии"*28. "Гностик пользуется различными в
ветвями учености, как вспомогательными упражнениями"*29. Из этих цитат ясно, до
чего св. Климент был далек от мысли, что христианское учение мирится с
невежеством необразованного последователя. "Кто сведущ во всех видах мудрости,
тот будет по преимуществу Гностиком"*30. Таким образом, приветствуя и
невежественного, и грешника, и находя в Евангелиях все необходимое для их
духовной нужды, он думал, что только знающие и чистые могут быть годными
кандидатами для Мистерий. "Апостол, для отличия от гностического совершенства,
называет простую веру основанием, а иногда молоком"*31; но на этом "основании"
должно быть возведено здание гнозиса, и пища взрослых должна заменить пищу
младенцев. В этом различии, которое проводит св. Климент, нет ни жесткости, ни
презрения, а лишь спокойное и мудрое признание истинного порядка вещей. Даже и
хорошо подготовленные и ученые искатели гнозиса могли надеяться проникнуть лишь
постепенно, шаг за шагом, в глубокие истины, раскрывающиеся в Мистериях. Это
выступает ясно в комментариях св. Климента к видению Гермеса, где он дает
указания и на способ, как читать оккультные произведения. "Та Сила, которая
явилась Гермесу в Видении в виде Церкви, не дала ли и она для переписывания
книгу, которую желала передать избранным? И ее, – говорит св. Климент, – он
переписывал буква за буквой, не зная, как завершатся слоги". А это означает,
что Писание ясно для всех, если его читать в его низком значении, и что это и
есть вера, которая занимает место основоположений. Вследствие чего и
употребляется образное выражение "читать сообразно букве", тогда как
гностическое раскрытие Писаний, когда вера уже достигла продвинутого состояния,
сравнивается с чтением сообразно слогам... а раз Спаситель дал учение Апостолам,
устное изложение записанного (Писаний) было передано также и нам, вписанное
силою Бога в сердца новые, соответственно обновлению книги. Так, наиболее
прославленные среди Греков посвящают плод помгранаты Гермесу, что, говорят они,
равняется речи, в виду его истолкования. Ибо речь скрывает многое... что посему
не только для тех, которые читают просто, приобретение истины столь трудно, но
даже и те, которые имеют преимущество познавания истины, не удостаиваются сразу
ее лицезрения, так учит история Моисея; пока не привыкнем взирать, как взирали
Евреи на славу Моисея и как пророки Израиля – на сонмы ангелов, до тех пор и мы
не станем способны взирать на великолепие истины лицом к лицу"*32. Можно было
бы привести еще не мало ссылок, но и этих достаточно, чтобы установить тот факт,
что св. Климент был посвящен в Мистерии ранней Церкви и писал для пользы тех,
которые также были посвящены. Следующим свидетелем является его ученик Ориген,
это светило науки, отличавшийся мужеством. правдивостью, кротостью и рвением,
равные которым трудно найти. Что касается его трудов, то они остаются и до
наших дней драгоценным рудником, в котором ищущие истины могут найти много
сокровищ мудрости. В его знаменитой полемике с Цельсием, в которой он выступает
в защиту христианства, встречаются частые ссылки на тайное учение*33. Цельсий,
нападая на христиан, ссылается на то, что христианство есть тайная система,
против чего протестует Ориген: он утверждает, что рядом с некоторыми учениями,
которые сохраняются в тайне, многие даются всенародно и что так же система
внешних (экзотерических) учений была в общем употреблении среди философов. В
ниже приводимой цитате читатель увидит, какую разницу проводит Ориген между
воскресением Иисуса в освещении историческом и "мистерией воскресения". "Сверх
того, так как он (Цельсий) часто называет христианскую доктрину тайной системой
(веры), мы должны опровергнуть его и в этом, так как почти весь мир более
знаком с тем, что проповедуют христиане, чем с излюбленными мнениями философов.
Ибо кому неизвестны утверждения, что Иисус рожден от непорочной Девы, и что Он
был распят, и что Его воскресение есть предмет веры многих, и что ожидается
общий суд, на котором гр
|
|