|
человеческой мудрости, но в
явлении духа и силы. Воистину мы проповедуем мудрость между совершенными, но
это – не человеческая мудрость. Мы проповедуем премудрость Божию, тайную,
сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков и которую никто из властей
века сего не познал. Мудрость эта выше человеческого понимания, но Бог нам
открыл это Духом Своим... Глубины Божии, которые никто не знает, кроме Духа
Божия"*24. Все эти духовные истины доступны только духовному человеку, в
котором живет сознание Христа. "И я не мог говорить с вами, братия, как с
духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе... ибо вы были еще не
в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Как мудрый
домостроитель*25 я заложил основание, и разве вы не знаете, что вы храм Божий,
и Дух Божий живет в вас? Каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и
домостроителей Тайн Божиих". Может ли кто-нибудь, прочтя эти выдержки, не
признать, что Апостол обладал божественной мудростью, данной ему в Мистериях, и
что его Коринфские последователи не были еще в состоянии овладеть этой
мудростью? И заметьте это постоянное повторение технических выражений:
"Мудрость", "Мудрость Божия тайная", "сокровенная Мудрость", доступная
"духовному человеку", о которой говорится только "совершенным". Мудрость, из
которой не "духовные", "младенцы во Христе", "плотские" были исключены и
которая была известна "мудрому строителю", "хранителю Тайн Божиих".
Снова и снова ссылается Апостол на эти Мистерии. Обращаясь к Ефесянам, он
говорит, что через "откровение", иными словами через раскрытие, было ему дано
"разумение Тайн Христовых", чтобы все могли познать, в "чем состоит
домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге"*26. Об этой тайне он
говорит к Колоссянам, что он сделался ее "служителем", "Тайны", сокрытой от
родов и веков, ныне же открытой святым Его, заметьте – не миру и даже не
христианам, а только одним Святым. Для них было раскрыто "богатство славы в
тайне сей". Какое же это было богатство? "Христос в вас" – многозначительная
фраза, как мы сейчас увидим, из жизни Посвященного; так каждый человек должен
был в конце концов познать мудрость и сделаться "совершенным во Христе
Иисусе"*27. Ап. Павел просит Колоссян, чтобы "Бог отверз нам дверь для слова
возвещать тайну Христову"*28, место, на которое Св. Климент ссылается, как на
изречение, в котором Апостол ясно раскрывает, что знание принадлежит не всем*29.
Так же пишет Ап. Павел к своему возлюбленному Тимофею, прося его выбирать
своих дьяконов из "тех", кто хранит "таинство веры в чистой совести", эту
"великую благочестия тайну"*30, которую он познал, и знание которой было
необходимо для учителей Церкви. Следует иметь в виду, что св. Тимофей занимал
важное положение как представитель ближайшего поколения христианских учителей.
Он был учеником Апостола Павла, который передал ему руководство и управление
над одной частью христианской церкви. Он был посвящен в Мистерии самим
Апостолом, на что мы находим указания в технических выражениях, которые служат
в данном случае ключом. "Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о
тебе пророчествами"*31 – это обращение не более как торжественное благословение
Посвящающего, когда он принимал посвящаемого. Но при этом присутствовал не один
Посвящающий: "не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по
пророчеству с возложением рук Священства"*32, иными словами – Старших Братьев.
И он напоминает ему держаться "той вечной жизни, к которой ты и призван и
исповедал доброе исповедание между многими свидетелями"*33, т. е. напоминает
ему обет, произносившийся вновь посвященным в присутствии Старших Братьев и
собрания Посвященных. Это знание, даваемое в посвящении, и было тем священным
доверием, о котором Апостол Павел восклицает с такой силой: "О, Тимофей, храни
преданное тебе"*34 – не то знание, которым владели все христиане и относительно
которого не могло лежать особого обязательства на Тимофее, но то священное
доверие, врученное на его хранение как Посвященного, которое имело существенное
значение для блага всей Церкви. Позднее Апостол возвращается к тому же,
подчеркивая чрезвычайное значение Завета и при том в такой мере, которая была
бы совсем не понятна, если бы знание, о котором он говорит, было общей
собственностью всех христиан: "Держись образца здравого учения, которое ты
слышал от меня.... Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас"*35, говорит
Апостол с серьезной торжественностью, на какую только способна человеческая
речь. Далее, он поручает Тимофею заботиться о должной передаче священного
завета для будущего, чтобы Церковь никогда не оставалась без учителей: "и что
слышал от меня при многих свидетелях" – т. е. священное учение, даваемое перед
собранием Посвященных, которые служили свидетелями точной передачи его -"то
передавай верным людям, которые были бы способны и других научить"*36. Знание,
или, если хотите, предположение, что Церковь обладала этими сокровенными
учениями, бросает потоки света на разбросанные замечания, которые Ап. Павел
делает относительно самого себя, и если их соединить вместе, мы получим
очертание всей эволюции Посвященного. Апостол утверждает, что хотя он и
принадлежит к "совершенным" или Посвященным, ибо он говорит: "Итак, кто из нас
совершен, так должен мыслить", – он все же не почитает себя "достигшим", он еще
не дошел до полного "совершенства", не овладел вполне Христом, не достиг
"вышняго знания Божия во Христе Иисусе", "силы воскресения Его и участия в
страданиях Его, сообразуясь смерти Его"; и он стремился, говорит он,
"достигнуть воскресения мертвых"*36. Ибо это и было Посвящением, которое
освобождает, которое делает Посвященного Совершенным Учителем, Воскресшим
Христом, которое извлекает из числа "мертвых", из человечества, подверженного
кругу рождений, из цепей, приковывающих душу к грубой материи. Здесь мы опять
имеем ряд технических выражений, и даже поверхностный читатель поймет, что
"воскресение из мертвых", о котором говорится здесь, не может быть тем
"воскресением" современных христиан, которое неизбежно, по их понятию, для всех
людей; несомненно, что жения. Несомненно,
|
|