|
в других писаниях. "Древний узкий путь" знаком всем: эта
стезя, "трудная для ступания по ней, как острое лезвие бритвы"*10.
Хождение "от смерти к смерти" тех, которые следуют по усеянному цветами пути
желаний, которые не знают Бога, ибо только те люди становятся бессмертны и
избегнут разверстой пасти смерти, вечно возобновляющейся погибели, которые
отрешились от всех желаний*11. Намек на смерть относится, несомненно, к
повторным рождениям души в грубо материальном существовании, которое всегда
рассматривалось как "смерть" по сравнению с "жизнью" высших и более духовных
миров. "Тесные Врата" были вратами Посвящения и через них посвящаемый входил в
"Царствие". Но всегда было и всегда будет, что только немногие могут войти в
эти врата, тогда как мириады, "великое множество людей", которого никто не мог
перечесть*12, входят в блаженство небесного мира. Другой Великий Учитель за три
тысячи лет до Христа говорит: "Среди тысячи людей едва ли один стремится к
совершенству; среди успешно стремящихся едва ли один знает Мою сущность"*13.
Ибо Посвященных всегда было немного: это цвет человечества; но это
обстоятельство не скрывает в себе никакой угрозы для большинства человеческой
расы. "Спасенным" по учению Прокла является тот, кто избежит круга рождений, к
которому привязано все человечество. В связи с этим мы можем напомнить историю
о богатом юноше, который пришел к Иисусу и, обращаясь к Нему, как к "Благому
Учителю", спросил: как ему приобрести вечную жизнь, иными словами, как
освободиться от новых рождений путем познания Бога*14. Первым ответом Христа
было напоминание о религиозном правиле: "Исполняй заповеди". Но когда юноша
ответил: "Все это сохранял я от юности моей", тогда этой душе, свободной от
сознания какой-либо вины, был дан ответ истинного Учителя: "Если хочешь быть
совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище
на небесах; и приходи и следуй за Мной"*15. "Если хочешь быть совершенным",
быть "членом Царствия", тогда необходимо избрать нищету и послушание. И затем
Своим собственным ученикам Иисус объяснил, что богатому трудно войти в Царство
Небесное; удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши... "Человекам это
невозможно, Богу же все возможно"*16. Только Бог в человеке может перейти эту
преграду. Этот текст объясняли различным образом, так как невозможно принять
его в том прямом смысле, что богатый человек не может достигнуть блаженства
после смерти. Посмертного блаженства богатый может достигнуть с таким же
успехом, как и бедный, и все действия христиан ясно показывают, что они ни на
минуту не верят, чтобы богатые рисковали своим блаженством после смерти. Но
если принять истинное значение "Царства Небесного", этот текст будет выражать
простой и понятный факт. Ибо то познание Бога, которое и есть "Жизнь вечная"*17,
не может быть приобретено, пока все земное не будет отдано; не может быть
достигнуто, пока все не будет принесено в жертву. Человек должен отказаться не
только от земного богатства, которое отныне может проходить через его руки
только как управителя, но он должен отказаться также и от своего внутреннего
богатства, насколько он считает его своим, а не принадлежащим всему миру. Пока
он не сбросит с себя всего и не останется "нагим", он не может пройти через
"тесные Врата". Таково было условие Посвящения, и "нищета, послушание,
целомудрие" были обетом каждого, вступающего на узкий путь. "Второе рождение"
есть другой хорошо известный термин Посвящения; даже в наши дни все,
принадлежащие к высшим кастам Индии, называются "дважды рожденными", а
церемония, делающая их таковыми, есть церемония Посвящения; и хотя она в наши
дни лишь простая формальность – это все же отражение "образов небесного"*18.
Когда Иисус беседовал с Никодимом, он объявил, что "если человек не родится
свыше, он не может увидеть Царства Божия" и об этом рождении сказал, что оно от
"воды и Духа"*19. Это и есть первое Посвящение; следующее от "Святого Духа и
Огня"*20, крещение Посвященного, когда он войдет в полный возраст, как первое
есть крещение при "рождении", когда его приветствуют как "Малое Дитя", входящее
в Царство*21. Насколько такое представление было распространено среди мистиков
Иудеи, показывает удивление, обнаруженное Иисусом, когда Никодим не понял его
мистического способа выражения: "Ты – учитель Израилев, и этого ли не
знаешь?"*22
Другое учение Иисуса, трудно постижимое для Его последователей, гласит: "И так
– будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный"*23. Обыкновенный
христианин знает, что не может исполнить этого повеления: исполненный
человеческих несовершенств и слабостей, как может он стать совершенным, как
совершен Бог? Видя невозможность выполнить поставленную перед ним задачу, он
спокойно оставляет ее в стороне и не думает более о ней. Но если задачу эту
рассматривать как венчающее усилие многих жизней, направленных на постоянное
совершенствование, как победу Бога внутри нас над нашей низшей природой, тоща
задача становится возможной. Об этой возможности говорит и Порфирий,
утверждающий, что человек, овладевший "парадигматическими добродетелями", есть
"Отец Богов" и что эти добродетели приобретались в Мистериях. Апостол Павел
следует за своим Учителем и говорит совершенно в том же смысле, но, как и
следовало ожидать от организатора Церкви, речь его отличается большею ясностью
и определенностью. Читателю следовало бы перечитать со вниманием первую и
вторую главы и первый стих четвертой главы из первого Послания к Коринфянам, не
забывая при этом, что слова Апостола обращены к крещеным и принятым членам
Церкви, полноправным с современной точки зрения, несмотря на то, что он
называет их "младенцами" и "плотскими". Они не были "Катехуменами"
(оглашенными) или новообращенными, это были люди в полном обладании всеми
привилегиями и всеми ответственностями членов Церкви, признанные самим
Апостолом за отделившихся от мира, от которых можно было ожидать, что они
действуют не как мирские. С современной точки зрения они действительно были
полноправными членами Церкви. Подведем итог словом самого Апостола: "И я пришел
к вам возвещать свидетельство Божие не словами
|
|