|
у и вступит в Вечный Мир. Знай, о Каунти, воистину
поклоняющийся мне не погибнет во век" (Бхагавад-Гита. IX, 30, 31). Будем
создавать праведную решимость и страх не проникнет в сердца наши. Мы можем
заблуждаться, делать ошибки, можем падать снова и снова, но праведная решимость
приведет нас на верный путь.
Будем же поклоняться Высочайшей Любви и отсюда произойдет наше единство со
всем миром; и потому, что будет праведна решимость наша, несмотря на все наши
ошибки и слабости, Сама истина обещает нам, что скоро станем и мы послушны
долгу и обретем мир навсегда.
III. ЗАКОН ЖЕРТВЫ
Мы уже видели из предыдущего, что человек может достигать Высшего Сознания
по мере того, как он овладевает своими чувствами и обуздывает свой ум. Мы
видели, что чем более он повинуется Закону Долга и чем определеннее и
решительнее принимается за уплату всех созданных им обязательств, тем более он
приближается к Высшей Жизни.
Теперь мы постараемся подняться в более высокую сферу и посмотрим, как
человек, живший по Закону Долга, расчет духовно и начинает достигать единения с
божественной жизнью благодаря выполнению Закона Жертвы.
Мы знаем, что Жертвою создана вселенная, в которой мы живем. Это - вполне
справедливо, потому что вселенная могла произойти только благодаря акту Жертвы
Логоса, который должен ограничить Себя для чего, чтобы произошли миры. Все
религии учат, что проявление началось с акта Божественной Жертвы. Можно
привести цитаты из всех св. Писаний, чтобы подтвердить эту мысль, но она
настолько общеизвестна, что не требует подтверждений.
Сущность Божественной Жертвы заключается в том, что Нематериальное
принимает ограничения материи, Беспредельное замыкается в пределы, Свободное
заключается в оковы. Первая мысль, которая является нам при наблюдении
мироздания состоит в том, что проявление жизни возможно лишь благодаря
ограничениям, которые и определяют условия ее эволюции. И как для своего
проявления Жизнь должна вливаться в различные формы, так и для своего
дальнейшего раскрытия она должна разбивать их одна за другой и облекаться все в
новые и новые формы. Мы видим, как жизнь, проявленная в материи, притягивает к
себе материю, которая и служит для нее внешней формой. Так как жизненные
отправления истощают форму, жизнь постоянно привлекает к себе новую материю,
чтобы заменить ею утраченную. Мы видим, что форма постоянно разрушается и
возобновляется, и что жизнь может проявляться только вводя новую материю в свою
ветшающую форму и тем сохраняя ее, как орудие для своего проявления. Только
таким образом жизнь и может развиваться, постоянно присваивая материю для того,
чтобы поддерживать и возобновлять свои формы.
Таким образом, как бы внедряется в самую природу живых существ мысль о том,
что только благодаря захвату, присвоению и удержанию сохраняется и развивается
жизнь. По-видимому, первое, что жизнь приобретает от своего соприкосновения с
материей, есть именно такое сознание, и на самых ранних ступенях развития для
нее остается непонятным, что захват, присвоение и удержание есть необходимое
условие не самой жизни, а лишь сохранения формы, в которой жизнь проявляется.
Форма не может существовать, не захватывая постоянно новой материи. Когда жизнь
находится в процессе роста и развития, это постоянное присвоение является ее
признаком. Всюду на пути Правритти (Индусская психология основана на идее
эволюции сознания, которое в течение первой половины своего пути, носящем
название "путь выступления", живет присвоением; тогда как в течение второй
половины, называющейся "путь возврата"), оно живет возвращением всего
присвоенного. На поступательном пути она должна захватывать, брать, держать и
присваивать. Всюду учится она вбирать в себя другие формы и соединять их с
собою, чтобы сохранить таким образом свое отдельное существование.
Когда великие учителя стали обращаться к развивающемуся человеческому
сознанию, тогда человек услыхал странное учение, противоречившее всему его
прежнему опыту. Учителя стали говорить ему: "Жизнь сохраняется не только
захватом, но и жертвой чего, что ты уже приобрел". Ошибочно думать, что ты
можешь жить и развиваться, только вбирая другие формы в свою форму и поглощая
окружающую тебя жизнь для продолжения твоей собственной жизни. Весь мир связан
законом обоюдной зависимости. Все живущее существует благодаря взаимному обмену,
благодаря признанию факта взаимной зависимости. Ты не можешь жить один в мире
форм, мы не можешь сохранять свою форму, присоединяя к ней другие формы без
того, чтобы не сделать долга, который должен быть уплачен пожертвованием того,
что имеется у тебя, дабы могли таким образом поддерживаться и другие жизни. Все
жизни связаны в одно целое неразрывной цепью, и эта цепь есть закон жертвы, а
не закон захвата".
Вселенная произошла благодаря акту Верховной Жертвы и может быть сохранена
только благодаря постоянному возобновлению этой Жертвы. "Мир этот не для того,
кто неспособен жертвовать", учил Шри Кришна, "тем более не для него иной мир"
(Бхагавад-Гита. IV, 31).
Человек не может даже жить в мире форм, не совершая с своей стороны акта
жертвы. Круговорот жизни не будет в состоянии совершаться, если каждое живое
существо не будет помогать этому круговороту постоянным жертвоприношением.
Жизнь сохраняется жертвой, и в жертве корень всей эволюции.
Для того, чтобы этот новый урок мог быть выучен, великие Учителя
настаивали на жертвоприношениях, показывая, что благодаря жертвам вращается
колесо жизни, которое приносит все нужные для нас блага. В индусском ритуале
установлено пять видов жертвоприношений, которые охватывают в широком круге все
жертвы, необходимые для поддерживания жизни всего, что существует в мире.
Нас учат,
|
|