|
воспитательное и развивающее значение, эта душа обеднеет, лишившись возможности
жить и собирать опыт. Если же человеческая жизнь на земле не имеет
существенного значения и несет с собой возможность страдания и зла, а в конце
концов, в перспективе, рискует вечными муками, — в таком случае душа,
посылаемая в тело, доживающее до глубокой старости, претерпевает большую
несправедливость, ибо она переносит зло и бедствия, которых избежала другая
душа, и к довершению всего при этом еще рискует заслужить вечные муки.
Перечень несправедливостей, которые истекают из идеи вновь сотворенной души,
может бить продолжен до бесконечности, ибо сюда входят все возможные
неравенства; следует прибавить, что именно эта идея создала большинство
атеистов, которых она оттолкнула своей неразумностью и несправедливостью. Она
ставит человека по отношению к Богу в положение противоестественное, вызывающее
мучительный вопрос: "Почему Ты сотворил меня таким?"
Гипотеза науки объясняет, со своей стороны, только телесную наследственность;
она не бросает света на эволюцию ума и совести. Дарвиновская теория пробовала
включить и эту область, но ей совсем не удалось выяснить, каким образом
общественные добродетели могут развиваться в борьбе за существование.
Кроме того, в период, когда родители приобретают духовную зрелость и высшие
качества, они уже теряют способность иметь потомство; дети рождаются, по
большей части, в расцвете физической силы родителей, когда их интеллектуальные
и нравственные качества находятся еще в зачатке. Куда же уходит вся мудрость
людей?
И позднейшие научные исследования показали, что приобретенные высшие качества
не передаются потомству по наследству и что чем выше поднимается человек, тем
меньше у него потомков.
Гений бесплоден, говорит наука, и это звучало бы как похоронный звон над всем
человеческим прогрессом, если бы душевное развитие передавалось действительно
по наследству.
Талантливость и воспроизводительные силы стоят в обратной пропорции одно к
другому: чем ниже развитие родителей, тем они плодовитее. Благодаря
установлению этого факта, — приобретённые качества не передаются по наследству,
— наука подошла к мёртвой стене. Она лишилась возможности объяснить
происхождение высокой гениальности и душевной святости. Сыновья святого могут
быть беспутными, и потомок гения может отличаться тупостью. Таким образом,
гении как бы "сходят с облаков".
Эта гордость человечества, с точки зрения науки, остается вне закона
причинности. Наука не объясняет нам, как строятся сильные умы и чистые сердца
для будущем. Правда, она не грозит нам произволом, но она не объясняет, откуда
происходит поражающее нас человеческое неравенство. Она говорит нам, что
пьяница завещает своим детям тела, наклонные к болезням, но она не выясняет,
почему его несчастные дети заслужили эту страшную наследственность.
Факт перевоплощения возвращает в нашем сознании Богу — божественную
справедливость, а человеку — внутреннюю свободу. Каждая человеческая душа
вступает в земную жизнь зародышем, без знания, без способности различать добро
от зла, без развитой совести. Путем опыта, приятного и неприятного, человек
собирает материалы и из них, как было сказано выше, строит свои умственные и
нравственные способности. Таким образом, прирождённый характер создан самим
человеком, и характер этот отмечает ступень, которой человек достиг в своей
долгой эволюции. Добрые наклонности, хорошие способности, благородная натура —
это добыча, вынесенная со многих полей сражений, вознаграждение за тяжёлый и
напряжённий труд. Дурные наклонности и плохие способности — показатели низкой
ступени эволюции, ничтожного развития духовного зародыша.
Дикарь наших дней, — это святой будущего. Все идут по одной дороге, все имеют
возможность достичь совершенства. Страдание следует за ошибками, к оно же несет
в себе средство для исправления. Сила развивается благодаря борьбе. Мы пожинаем
после каждого посева неизбежные плоды: счастье вырастает из добра, скорби — из
зла. Младенец, умирающий вскоре после рождения, оплачивает своей смертью долг,
сделанный в прошлом, а затем возвращается на землю, задержанный на некоторое
время, но освободившийся от своего долга, — чтобы собирать опыт, необходимый
для его дальнейшею роста. Общественные добродетели, хотя и ставят человека в
невыгодное положение в борьбе за существование и временами заставляют его
жертвовать даже своей физической жизнью, — строят в то же время благородный
характер для его будущих жизней и готовят его к общественному подвигу.
Гений появляется как результат многих жизней, полных неутомимых усилий и
высоких стремлений, а физическое бесплодие гения не изменяет его значения для
будущего, так как он возвращается с каждым новым воплощением выросшим и с
новыми силами.
Тело, отравленное пьяницей отцом, достаётся душе, которая должна путем
страдания научиться жить более благородной жизнью чем та, которая осталась
позади.
И так во всех случаях: настоящее каждой индивидуальности объясняется её прошлым.
А когда человек узнает законы роста, он получит возможность, следуя этим
законам, строить свою будущую судьбу с полной уверенностью, сознательно
направляя свой рост по линиям всё возрастающей красоты, и это свободное
созидание продлится до тех пор, пока человек не войдёт наконец в полный возраст
Совершенного Человека.
Почему забываются наши прошлые жизни Когда речь заходит о перевоплощении, чаще
всего задается такой вопрос: "Если я действительно жил раньше, отчего же я не
помню сваи прежние жизни?" Небольшое углубление в вопрос поможет найти на него
ответ.
|
|