|
В этом заключается предупреждающая сторона Кармы. Но обратите внимание на её
обнадёживающую сторону. Если существует незыблемый закон в умственном и
нравственном мире, в таком случае мы можем созидать свой характер. Мысль
вызывает качество, качество создает характер. "О чём человек думает, тем он и
становится". Человек — создание мысли; как он думает, так он и действует. Если
мы станем размышлять над мужеством, мы внесем мужество в наш характер. То же
самое и с терпением, бескорыстием, чистотой, самообладанием. Устойчивая и
постоянная мысль вызывает умственный навык, а этот навык проявляется как
определенное свойство характера.
Мы можем строить наш характер с такой же уверенностью, с какой каменщик строит
стену, если будем работать, опираясь на неизменный закон. А характер наш
является наиболее могущественным фактором нашей судьбы, и, если мы внесём в
него благородные черты, мы обеспечим себе благородную судьбу, которая выразится
бескорыстным служением человечеству.
Так же, как мы страдаем из-за неизменности закона, так же будем мы и
торжествовать благодаря той же неизменности. Незнание закона делает нас
подобными лодке, носящейся без кормила и весла по волнам океана. Знание закона
дает нам руль, посредством которого мы можем направлять наш корабль всюду, куда
пожелаем.
Глава IX
Тройная нить Человеческой Судьбы
У древних греков были три Парки, которые пряли нити жизни. Но и каждый,
познавший мудрость, знает, что существуют три Парки, которые не переставая
прядут каждая свою нить, и все три выпряденные нити свиваются в одну и образуют
крепкую нить судьбы, которая связывает или освобождает человеческую жизнь на
земле.
Эти три Парки — не женщины греческой легенды; они — три силы человеческого
сознания: сила воли, сила мысли и сила действия. Это и есть те Парки, которые
прядут нити человеческой судьбы, но они находятся не вне человека, а внутри его.
Его судьба делается им самим, а не навязывается ему произвольно внешними
силами; его собственные силы, ослепленные неведением, прядут и сплетают те нити,
которые связывают его; но точно так же его собственные силы, направляемые
знанием, освобождают его от им же наложенных на себя цепей.
Важнейшая из этих сил есть сила мысли; человек — Man означает мыслитель; это
санскритский корень, и от него происходит английский man, немецкий Mann,
французский homme, итальянский homo и т. д. Нить мысли вплетается в умственные
и нравственные качества, а эти качества, в своей совокупности, образуют то, что
мы называем характер. Эта связь мысли и характера признается Священными
Писаниями всех народов. В Библии мы читаем: "Каково человек думает, таков он и
есть". Это относится к общему закону. Более подробно: "Всякий, кто взглянет на
женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём", или:
"Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца". То же самое
провозглашается в индусском Священном Писании: "Человек есть создание мысли; о
чём человек думает, тем он становится"; или: "Человек состоит из своих
верований; каковы его верования, таков и он сам". Реальное основание для этих
фактов в том, что, когда ум занят определенной мыслью, возникают определенные
вибрации и чем чаще повторяется одна и та же вибрация, тем более она наклонна к
возобновлению, к тому, чтобы превратиться в привычку, стать автоматичной. Тело
следует за мыслью и повторяет её изменения: если мы сосредоточиваем нашу мысль,
глаза останавливаются, мускулы напрягаются; усилия вспомнить сопровождаются
нахмуриванием бровей; глаза перебегают с места на место, когда мы стараемся
восстановить ускользнувшее впечатление: беспокойство, гнев, любовь, нетерпение
— все это сопровождается соответствующими мускульными движениями; чувство,
которое склоняет человека броситься с высоты, происходит от стремления тела
осуществить мысль о падении.
Первый шаг к сознательному построению характера заключается в сознательном
выборе того, о чем мы хотим думать, и затем — в упорной мысли об избранном
качестве. Не пройдет много времени, как появится и наклонность проявлять это
качество; еще немного, и упражнение в нем сделается привычкой. Мы впрядаем
таким образом нить мысли в нашу судьбу, и, если эта нить была благородна,
результатом является характер, склонный ко всему благородному и полезному для
всех. О чем мы думали, тем мы и сделались. Мысль создает характер.
Вторая Парка, прядущая крепкую нить человеческой судьбы, есть сила воли. Воля
проявляется как желание: желание обладать и есть сила притяжения или любовь в
ее бесчисленных формах; желание оттолкнуть есть ненависть или отвращение,
уклонение от всего, что для нас нежелательно. Как магнит притягивает и
удерживает железо, так и наше желание привлечь к себе притягивает то, чем мы
желаем обладать и что хотим удержать как свое. Сильное желание богатства и
успеха привлекают то и другое к нам; все, чего мы хотим непрерывно и настойчиво,
рано или поздно становится нашим. Мимолётные, неопределённые, меняющиеся
капризы обладают лишь очень малой притягивающей силой; но человек сильной воли
достигает всегда том, чего он хочет. Эта Парка снабжает нас объектами нашего
желания и благоприятными случаями для приобретения их. Воля создаёт
благоприятные случаи и привлекает желаемое.
Третья нить прядется силою действия, и это та нить, которая вносит в нашу жизнь
внешнее благополучие или внешнее бедствие. Как мы действуем относительно
окружающих нас, так и они противодействуют нам. Человек, распространяющий
счастье вокруг себя, привлечет счастье и на себя; тот же, кто заставляет
страдать других, вызывает реакцию страдания и на себя самого. Улыбки зарождают
улыбки, угрюмость вызывает и в других угрюмое настроение; раздражительный
|
|