|
насладиться видом причиняемой агонии, — становятся понятными, когда мы знаем,
что та душа, которая воплотилась в младенческом теле, могла наносить в далеком
прошлом какое-нибудь ужасающее страдание тому, кто в этой жизни мучает её, и
тогда нам раскрывается, что этим тяжким опытом она познаёт, как страшны пути
неправды.
Возможно, что у кого-нибудь явится вопрос: "Если это так, должны ли мы защищать
мучимых детей?" Несомненно должны. Наш долг облегчать страдание, в каком бы
виде оно ни встретилось нам, и мы должны радоваться, что Благой Закон делает
нас проводником милосердия.
Могут возникнуть и другие вопросы: "Как уничтожить эту злую связь? Не создаст
ли наносимое мучение новое звено, благодаря которому жестокая мать станет в
свою очередь жертвой, а истязаемый ребенок ее мучителем?" На это мы находим
ответ в учениях Будды, который, зная закон, говорит: "Воистину, ненависть
никогда не уничтожается ненавистью, — и тут же прибавляет, — ненависть
уничтожается любовью". В этом — тайна освобождения. Если душа, которая
уплачивает долг прошлого страданием за причиненное зло, достаточно мужественна,
достаточно мудра и достаточно велика, чтобы посреди агонии тела или души
сказать: "Я прощаю" в таком случае она погашает весь свой долг и цепь,
выкованная ненавистью, растворяется навсегда в огне любви.
Звенья любви становятся все крепче в каждой земной жизни, в которой друзьям
удается подойти друг к другу, и на стороне любви есть еще то преимущество, что
она продолжает расти и во время небесного пребывания, куда связи ненависти не
переносятся. Те души, между которыми образовалась связь ненависти, не
соприкасаются в том высшем мире, ибо назначение его — претворять в человеческие
качества все положительное, что душа вынесла из своей земной битвы жизни.
Когда же человеку удается перенести и в мозговое сознание своего физического
тела свою память прошлого, тогда это воспоминание сближает друзей ещё теснее и
связь их приобретает такие силу и надежность, какие связь единственной жизни не
в состоянии дать. Чрезвычайно глубока и светла уверенность такой души, знающей
по собственному опыту, что любовь бессмертна.
Таково объяснение тайны влечения и отвращения, рассматриваемой при свете
Перевоплощения и Кармы.
Глава VIII
Карма, или Закон Действия и Противодействия
Слово "Карма" означает не что иное, как Действие. Но всё значение этого слова
гораздо обширнее, чем большинство себе представляет, так как в понятие
"действие" входит очень большое побочное содержание. Каждое действие имеет
прошлое, которое привело к нему; каждое действие имеет будущее, которое
произойдет из него; действию предшествует всегда желание, которое и вызвало его,
и мысль, которая дала ему направление, и все это существует помимо того
видимого движения, которому обыкновенно придается название "действия".
Каждое действие есть звено в бесконечной цепи причин и последствий, причем
каждая причина была в свое время последствием и каждое последствие будет в свою
очередь причиной. И каждое звено в этой бесконечной цепи состоит из трёх
составных частей: желания, мысли и деятельности. Желание вызывает мысль; мысль
воплощается в действии. Иногда же мысль, в виде воспоминания, вызывает желание,
и тогда желание разражается в действии. Но всегда все три составные части — две
невидимые, принадлежавшие сознанию, и одна видимая, принадлежащая телу, —
всегда налицо; вернее — действие существует в сознании как образ, прежде чем
оно проявится как физическое движение. Желание, или воля, мысль и деятельность
— вот три вида нашего сознания.
Это соотношение желания, мысли и деятельности как "Действия" и бесконечное
сцепление таких действий как причин и последствий — все это заключено в понятии
Карма. Это — неизменная последовательность в природе, иными словами — Закон
Природы. Ввиду этого, Карму можно перевести как Закон Причинности. Её научная
формула такова: "Действие и противодействие равны и противоположны". Её
религиозное определение чудесно выражено в христианском Священном Писании: "Что
посеет человек, то и пожнёт". Иногда Карму определяют как Закон равновесия,
потому что во всей природе замечается наклонность восстанавливать условия
равновесия каждый раз, когда последнее нарушено.
Таким образом, Карма является выражением божественной природы в ее аспекте
Закона. М этой природе сказано: "В ней нет ни уклонения, ни тени перемены".
Ненарушимость естественного порядка; точность естественного закона; полнейшая
надёжность природы — вот незыблемые основы, на которых покоится вселенная. Без
них невозможны были бы ни наука, ни уверенность, ни заключение от прошлого, ни
предвидение будущего. Человеческий опыт оказался бы бесполезным, и жизнь
явилась бы хаотической бессмыслицей.
Что человек сеет, то он и жнёт. Это и есть Карма. Если ему нужен рис, он должен
сеять рис. Бесполезно насаждать виноград и ожидать розы; тщетно сеять волчец и
ожидать пшеницу. В нравственном и умственном мире закон совершенно также
неизменен; бесполезно сеять лень и надеяться пожать знания; сеять небрежность и
ожидать способность распознавания; сеять эгоизм и рассчитывать на любовь; сеять
трусливость и надеяться на мужество.
Это истинное и здравое учение заставляет человека познавать те причины, которые
он создает своими повседневными желаниями, мыслями и действиями, и
предусматривать их неизбежные результаты. Оно заставляет его оставить всякий
расчет на "прощение", "искупление", "высшее милосердие" и все подобные
усыпительные средства, которые успокаивают грешника. Оно громогласно взывает ко
всем тем, которые ищут успокоить себя подобными надеждами: "Не обманывайтесь,
Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт".
|
|