|
видимы, старые друзья узнаются, сцены из прошлого восстанавливаются и
внутренняя сила и тишина вырастают из подобного переживания бессмертия.
Переживаемые бедствия кажутся ничтожными, когда они появляются в своих истинных
размерах мимолетных событий в бесконечной жизни; переживаемые радости теряют
также свою остроту, рассматриваемые как повторения прежних утех и наслаждений;
и то, и другое принимается как полезные переживания, обогащающие ум и сердце и
содействующие росту раскрывающейся жизни.
И до тех пор, пока человек не умеет рассматривать свои радости и страдания в
свете вечности, до тех пор он не в состоянии стать безопасно лицом к лицу с
сонмом воспоминаний прошлого; только когда их видишь таким образом, могут они
умиротворять эмоции настоящего, и тогда то, что при иных условиях могло бы
раздавить человека, становится поддержкой для него.
Гёте радовала мысль, что при его возвращении на землю он будет совсем свободен
от своих воспоминаний, и менее значительные люди могли бы также радоваться при
мысли о мудрости, которая обогащает каждую новую человеческую жизнь
результатами всего пережитого и в то же время не налагает на нее непосильного
бремени памяти прошлого.
Глава VII
Загадка любви и ненависти
Для большинства из нас жизнь представляет собой ряд запутанных дилемм, которых
мы ни понять, ни разрешить не умеем.
Почему люди родятся с таким различием в умственных и нравственных качествах?
Почему у одного младенца устройство мозга указывает на возможность больших
умственных и нравственных сил, тогда как мозг другого заключает все указания на
идиотизм и преступные наклонности?
Отчего у одного ребенка любящие родители и благоприятные обстоятельства, а у
другого распутные отец и мать, тяготящиеся им, и он вырастает среди
развращающих условий?
Отчего один "удачник", а другой "неудачник"? Отчего один умирает молодым, а
другой в глубокой старости? Отчего того или другого человека "случай" спасает
от катастрофы, в которой множество других людей погибает без предупреждения?
Отчего одних мы любим с первой минуты знакомства, а к другим без всякой причины
чувствуем антипатию?
Подобные вопросы возникают постоянно и также постоянно остаются без ответа, а
между тем, ответы на них возможны. Ибо все зти кажущиеся несообразности и
несправедливости, эти с виду случайные события, не более как последствия
основных естественных законов. Ясное разумение этих основных законов делает
жизнь понятной, а благодаря такому разумению восстанавливается наше доверие к
божественному порядку и возникают силы и мужество для преодоления всех
превратностей судьбы.
Бедствия, которые падают на нас как незаслуженный громовой удар, переносятся с
трудом, но те бедствия, которые возникают вследствие причин, доступных нашему
пониманию, и которые поддаются нашему контролю, — такие бедствия нетрудно
перенести с покорностью и терпением.
Первый принцип, которым нужно твердо овладеть прежде, чем применять его к
разрешению загадок жизни, это — принцип перевоплощения. Человек по сути своей —
Дух, живая и самосознающая индивидуальность, состоящая из самосознающей жизни,
заключенной в тело из тончайшей материи. Жизнь не может проявляться без того
или другого проводника, т. е. без помощи материи, как бы тонка и неуловима (для
нас) ни была та субстанция, которая дает возможность жизни вести отдельное
существование в этой вселенной. Вот отчего мы так часто обозначаем тела как
проводники, то, что проводит жизнь, делает ее индивидуальной.
Этот Дух, появляясь в физический мир через врата рождения, одевается в
физическое тело, подобно тому, как человек надевает верхнюю одежду, когда
выходит за порог своего дома; но физическое тело не сам человек так же, как
верхняя одежда и шляпа — не то тело, которое покрыто ими. "Как человек, сбросив
с себя ветхую одежду, надевает новую, так же бросает он изношенные тела и
облекается в новые" (Бхагавад-Гита, II, 22).
Когда физическое тело отслужило свою службу, тогда человек проходит через врата
смерти, сбрасывая жизненную оболочку и вступая в "невидимый мир". После более
или менее долгого отдыха, в течение которого весь опыт законченной земной жизни
претворяется в самую суть человека, увеличивая его силы и способности, он снова
возвращается в физический мир через врата рождения, облекаясь в новое
физическое тело, приспособленное к его увеличившимся способностям.
Когда бесчисленные века тому назад Духи, которые должны были стать человеками,
явились в этот мир, они были не более как зародыши, подобные семенам растений,
не знающими ни добра, ни зла, с безграничными возможностями развития, ибо они
были божественного происхождения, но без иных наличных способностей, кроме
способности слабо вибрировать в ответ на внешние стимулы. Все силы, покоившиеся
в них в скрытом состоянии, должны были пробудиться для активного проявления
благодаря переживаниям в физическом мире. Путем наслаждений и страданий,
радостей и скорбей, успехов и падений, удач и разочарований, путем чередующихся
верных шагов и ошибок, Дух научается распознавать законы, которые не могут быть
нарушены, и развивает постепенно, одну за другой, скрытые в нем способности к
умственной и нравственной жизни.
После каждого короткого погружения в океан физической жизни — период, который
обыкновенно называется "жизнью", — человек возвращается в невидимый мир,
нагруженный собранным опытом, подобно тому как водолаз поднимается со дна
океана с жемчужинами, которые он похитил у морских раковин. В этом невидимом
мире все умственные и нравственные материалы, собранные им в течение только что
|
|