|
м сознанием,
сопровождается изменением в этом втором сознании, сходном с изменением
в первом.
В материи намного тоньше физической - такой, как материал разума -
созидательная сила сознания видна более отчетливо, чем в плотной
материи физического плана. Материя становится плотнее или разреженнее,
меняет свои комбинации и формы в соответствии с активными мыслями
сознания, заключенного в ней. Пока фундаментальные атомы -
обусловленные мыслью Логоса - остаются неизменными, они могут
произвольно комбинироваться или разъединяться. Такое положение вещей
открывает разум метафизической концепции материи и позволяет ему сразу
же осознать заимствованную реальность и небытие материи.
Может оказаться полезным небольшое предостережение в отношении
таких часто повторяющихся фраз, как: "Сознание в теле", "Сознание,
одухотворяющее тело" и тому подобное. Изучающий в какой-то мере
склонен представлять сознание как разреженный газ, заключенный в
материальное вместилище типа бутылки. Если он внимательно подумает, то
поймет, что прочная поверхность тела является лишь мыслеформой Логоса,
и она существует потому, что существует мысль. Сознание находится в
виде сознательных объектов, поскольку Логос представляет себе такие
разделения, такие ограничивающие стенки, накладывает такие мысленные
ограничения. И эти мысли Логоса обусловлены его единством со
Вселенским Я и являются лишь повторением в области конкретной
вселенной Воли к умножению.
Тщательное сохранение в уме вышеприведенных разграничений между
Абсолютным Сознанием, Вселенским Сознанием и Индивидуальным Сознанием
предотвратит часто слышимый вопрос: "Почему вообще существуют какие-то
вселенные? Почему Все-Сознание ограничивает себя? Почему Совершенное
становится несовершенным, Всесильное становится бессильным, Бог
становится минералом, зверем, человеком?" На вопрос, заданный в
такой форме, ответить нельзя, потому что он базируется на ложных
предпосылках. Совершенное есть Все, Всеобщность, Сумма Бытия. Как
сказано выше, в его бесконечности содержится все, любая возможность,
также как и действительность существования. Все, что было, есть, будет
и может быть, всегда Существует в этой Полноте, в этом Вечном. Лишь
Оно Само знает Себя в своем бесконечном невообразимом богатстве Бытия.
Потому что оно содержит все пары противоположностей, и каждая пара,
заявляя о себе, с точки зрения здравого рассудка, уничтожает себя и
исчезает. Оно кажется Пустотой. Но бесконечные вселенные, возникающие
в Нем, провозглашают Его Заполненным. Это Совершенное никогда не
становится несовершенным; оно становится ничем; Оно есть все - Дух и
Материя, Сила и Слабость, Знание и Неведение, Мир и Борьба, Блаженство
и Боль, Сила и Бессилие; бесчисленные проявления противоположностей
сливаются друг с другом и исчезают в неразличимости. Все включает в
себя проявление и неразличимость, систолу и диастолу Сердца, которое
является Верховным Существом. Одно требует объяснения не более, чем
другое: одно не может быть без другого. Проблема возникает потому, что
люди берут по одному элементу из неразделимых пар противоположностей -
Душу, Силу, Знание, Мир, Блаженство, Могущество - и затем спрашивают:
"Почему нам должны доставаться их противоположности?" Но на самом деле
это не так. Ни одно свойство не может существовать без своей
противоположности; проявиться может только пара; каждый фасад имеет
тыл, душа и материя возникают вместе; нет такого, чтобы существовала
душа, а затем каким-то чудесным образом создала материю, чтобы
ограничить и ослепить себя, душа и материя возникают вместе в Вечной
Одновременности как способ Его Бытия, форма Самовыражения Всего,
Пратьяг-атма и Мулапрактири, выражающие во времени и пространстве
Вневременное и Внепространственное.
2. Монады
Мы увидели, что благодаря действию Третьего Логоса обеспечивается поле
для развития Единиц Сознания, состоящее из пяти частей, и что Единица
Сознания является фрагментом, частью Вселенского Сознания, отделенного
мыслью в индивидуальное создание, облаченное материей, Единицей
субстанции Первого Логоса, отсылаемой на второй план как отдельное
Создание. Такие Единицы имеют специальное название - Монады. Это Сыны,
пребывающие с самого начала бесконечного века творения в Груди Отца,
который пока еще "не стал Вождем спасения их чрез страдания"<$FК
Евреям, II, 10.>; каждая из них воистину является "равной Отцу
в отношении его Божественности, но ниже Отца в отношении его
зрелости"<$FСимвол Веры Афанасия.>, и каждая из них должна войти
в материю, для того, чтобы сделать все вещи покорными Ему<$F1
Коринфянам, XV, 28.>; Она должна быть "посеяна в унижении",
чтобы "восстать во славе"<$FТам же, 43.>; из статического Логоса,
охватывающего все потенциальные возможности, она должна стать Логосом
динамическим, разворачивающим все божественные силы; всеведущим,
вездесущим на своем втором плане, но бессознательным, "лишенным
чувств", на всех остальных<$FЕ.П. Блаватская, Ключ к Теософии, см. в
отношении принципа,
|
|