|
а некоторое время обуславливает
возникновение множества вызывающих беспокойство, и даже страдание,
симптомов. С ходом эволюции они уйдут, и характер станет уравновешенным
и сильным, мудрым и великодушным; между тем быстро развивающийся
характер будет бурным и часто причиняющим горе, и будет долго и остро
страдать. Однако в самих этих страданиях лежит его будущая сила, как
и его теперешнее очищение, и соответственно остроте страданий будет и
величие результата. Именно в таких сильных натурах борется за рождение
Будда и на них накатываются родовые муки. Вскоре Будда, Христос,
"малое дитя", явится на свет - Мудрость и Любовь в одном, и это
объединенное с высоким интеллектом является духовным "Я", истинным
Внутренним Человеком, Бессмертным Властелином.
Человек, изучающий свой собственный характер для того, чтобы взять
свою эволюцию в собственные руки и направлять ее будущий ход,
должен внимательно следить за своей силой и своей слабостью, чтобы
контролировать первую и корректировать вторую. У негармонично развитых
людей интеллект и эмоция обычно изменяются обратно пропорционально
друг другу; для слабого интеллекта свойственны сильные эмоции, а для
сильного - слабые; в первом случае оказывается слабой управляющая
сила, во втором - побуждение. Поэтому человек при самоанализе, если
находит свои эмоции сильными, должен посмотреть хорошо ли развит его
интеллект, он должен проверить себя, чтобы пояснить - хочет ли он
видеть вещи "в ясном сухом свете интеллекта"; если же ему неприятно,
когда предмет видится ему в этом свете, то он может быть уверенным,
что эмоциональная сторона его характера по отношению к интеллектуальной
развита излишне сильно. Ибо гармонично развитый человек не будет
возмущаться ни ясным светом направляющего интеллекта, ни большой силой
побуждающей эмоции. Если в прошлом одна сторона была чрезмерно развита,
если эмоции развивались в ущерб интеллекту, значит усилия должны быть
направлены на укрепление интеллекта, а негодование, возникающее против
сухого интеллектуального представления, должно быть сурово пресечено,
должно пониматься различие между интеллектом и сочувствием.
2. Искажающая сила Эмоции
Одним из моментов, который чаще всего склонен не замечать эмоциональный
человек - то, каким образом эмоция заполняет окружающую его атмосферу
своими колебаниями и вследствие это воздействует на интеллект; все
видится через эту атмосферу окрашенным и искаженным ею, поэтому вещи
не достигают ума в своем истинном цвете и форме, а приходят к нему
искаженными и изменившими цвет. Нас окружает наша аура, которая должна
быть прозрачной средой, через которую все из внешнего мира должно
приходить к нам в своем собственном цвете и форме; но когда аура
колеблется эмоцией, она не может служить такой средой, и все, что
входит в нее, преломляется и достигает нас уже в совершенно другом
виде, чем существует на самом деле. Если человек находится под водой,
а к нему, не опуская в воду, протянуть трость, он, пытаясь схватить ее,
направит руку в неверном направлении, потому что протянет руку к тому
месту, где видит эту трость, а так как лучи, отражающиеся от нее,
попадая в воду, преломляются, то трость окажется для него смещенной.
Точно также, когда образ из внешнего мира приходит к нам через
перегруженную эмоцией ауру, то его пропорции будут искажены, а
местоположение определено неправильно; вследствие этого информация,
поступающая в ум, оказывается вводящей в заблуждение, и поэтому
[вызывающей неверные] суждения, независимо оттого, насколько точно
может работать ум.
Даже самый тщательный самоанализ не защитит нас полностью от такого
эмоционального вмешательства. Интеллект всегда имеет тенденцию судить
благосклонно то, что нам нравится, и неблагосклонно - то что нам не
нравится, в связи с вышеупомянутым "преломлением". Аргументы в пользу
определенного направления высвечиваются ярким светом нашего желания
следовать ему, а аргументы против - отбрасываются в тень. Одни
кажутся такими ясными и убедительными, а другие такими сомнительными
и слабыми. И наш ум, воспринимающий все сквозь эмоциональную окраску,
настолько уверен в нашей правоте, что считает любого, кто видит
по-другому, имеющим предвзятое мнение или умышленно искажающим
действительность. От этой постоянно присутствующей опасности мы можем
защититься лишь внимательностью и упорным усилием, но мы не сможем
избежать ее полностью до тех по, пока не превзойдем эмоции и станем
их абсолютными хозяевами.
Одним из путей, который может помочь нам прийти к правильному
суждению, заключается в изучении деятельности познания у других и
взвешивании их решений в обстоятельствах, сходных с нашими. Суждения,
которые более всего отталкивают нас, часто могут быть наиболее
полезными для нас, потому что они выполнены в эмоциональной сфере,
очень отличной от нашей. Мы сможем сравнить решения других с нашими
собственными и, замечая моменты, которые оказывают наибольшее влияние
на них и наименьшее
|
|