|
ену. Ибо чувство обособленности является трудно уловимым
и сохраняется до тех пор, пока мы не достигнем Мессианства. И все же
при помощи таких усилий мы можем постепенно уменьшить его, а стремление
отождествлять себя с низшими означает стремление использовать
созидательную энергию, удерживающую миры вместе, и стать каналом для
прохождения божественной любви.
Глава V
ЭМОЦИЯ
(Продолжение)
1. Тренировка эмоции
Эмоция, как мы видели, является движущей силой человека; она
активирует мысль, она побуждает к действию, она является паром
для двигателя, без нее человек будет бездеятельным, пассивным. Но
существует множество людей, которые являются постоянной жертвой своих
эмоций, которых эмоции гонят то в одну, то в другую сторону, подобно
тому как штормовой ветер бросает неуправляемый корабль по океану,
которые то высоко подбрасываются, то низко опускаются приливами
чувств, приносящих то радость, то боль, настроение которых меняется от
восторга к отчаянию. Такой человек раскачивается, порабощенный своими
эмоциями, постоянно измотан их конфликтом. Внутри у него почти хаос.
Его внешние поступки, движимые побуждением момента, беспорядочны и
свершаются без должной оценки окружающих обстоятельств, такой оценки,
которая сделала бы его действия целенаправленными. Он часто является,
что называется, хорошим человеком, вдохновленным благородными
стремлениями, побуждаемым к благожелательным поступкам, полным
сочувствия к страждущим и готовым принести облегчение, бросившись
на помощь потерпевшему. Мы имеем здесь дело не с безразличным или
жестоким, а с тем, кого эмоции подгоняют к действию, не дав ему
времени принять во внимание обстоятельства или проследить результат
своей деятельности далее немедленного облегчения боли, которая
находится непосредственно перед его глазами. Такой человек - хотя и
движим желанием помочь, хотя и эмоцией побуждающей его к действию,
является сочувствие и желание облегчить страдание - часто приносит
больше вреда, чем пользы, вследствие необдуманности своих поступков.
Движущая им эмоция исходит из любящей стороны его характера, из той
стороны, которая сближает людей и является корнем созидательных и
оберегающих добродетелей; и именно в этом самом факте заключается
опасность такого человека. Если бы эмоция имела свой корень во зле, то
этот человек был бы первым, кто искоренил бы ее; но так как она берет
свое начало от той эмоции любви, от которой исходят все социальные
добродетели, то он не сомневается в ней, он не пытается контролировать
ее. "Я так полон сочувствия, меня так сильно волнует чужое горе; я не
выношу самого вида страданий". Во всех таких выражениях подразумевается
некоторое самовосхваление, хотя тон может выражать неодобрение.
Действительно, сочувствие в качестве сочувствия замечательно, но
его неверно направленное проявление часто наносит вред. Иногда оно
оскорбляет сам объект сочувствия и в конечном итоге оставляет его еще
в худшем состоянии, чем прежде. Слишком часто применяются неразумные
формы утешения, больше направленные на то, чтобы унять боль самого
сочувствующего, чем излечить недуг страждущего, и кратковременная боль
останавливается ценой продолжительного вреда. Сочувственное отношение,
углубляя эмоцию любви, слишком часто оказывается вредным в связи с
его необдуманностью. Совсем не трудно при виде боли заполнить землю и
небеса нашими пронзительным криками, пока не загудит воздух; гораздо
труднее остановиться, определить причину боли и способ избавления, а
затем использовать то средство, которое ее излечивает, а не сохраняет
навсегда. Чтобы результатом проявления эмоции было добро, руководить
ею и направлять ее должен здравый Разум. Эмоция должна служить толчком
к действию, а не руководить им; руководство принадлежит разуму, его
направляющая прерогатива никогда не должна отниматься у него. Там,
где сознание функционирует именно так, имея сильную эмоцию в качестве
побуждающего импульса и здравый разум в качестве руководителя, перед
нами сочувственный и мудрый человек, который полезен своему поколению.
Желания очень удачно сравнивались с лошадьми, заряженными в колесницу
тела, а желания имеют свои корни в эмоциях. Там, где эмоции неуправляемы,
они подобны мечущимся, необъезженным лошадям, которые угрожают
сохранности колесницы и жизни возничего. Вожжи, которые управляют
лошадьми, натягиваясь или отпускаясь, по мере надобности, сравниваются
с умом. Здесь хорошо представлено взаимоотношение между эмоцией,
разумом и действием. Эмоция дает движение, разум руководит и
направляет, а затем "Я" применяет действие с наибольшей выгодой, как
и подобает хозяину эмоций, а не их жертве.
С развитием того аспекта сознания, который проявится как Будда в
шестой подрасе и более полно в шестой Коренной Расе, эмоциональный
характер быстро развивается у некоторых продвинувшися вперед
представителей пятой Расы, что часто
|
|