|
более и более
постоянными.
Два дикаря сближаются привлекательностью секса; в каждом из них
возникает страсть обладания другим; каждый желает другого. Это
желание такое же простое, как и желание пищи, но оно не может быть
удовлетворено в такой же мере, потому что никто из них не может
полностью овладеть другим и ассимилировать его; каждый из них до
некоторой степени сохраняет свою обособленную личность и лишь частично
становится "Я" другого. Здесь действительно имеется расширение "Я", но
оно происходит посредством включения, а не самоотождествления. Наличие
такого устойчивого барьера является необходимым для трансформации
желания в эмоцию, это делает возможным соотнесение памяти и
предвосхищения к одному и тому же объекту, а не к иному объекту такого
же рода - как в случае пищи. Устойчивое желание единения с одним и тем
же объектом превращается в эмоцию, и таким образом мысли сливаются
с первичным желанием обладать. Барьер, который сохраняет взаимно
притягивающиеся объекты как два, а не один, который предотвращает их
слияние и кажется разбивающим, на самом деле является увековечивающим;
если бы он был сметен, то исчезло бы как желание, так и эмоция, а Два,
превратившиеся в Одно, должны были бы искать иной внешний объект для
дальнейшего расширения "Я", приносящего удовольствие.
Давайте вернемся к нашим дикарям, объединенным желанием. Женщина
заболевает и на некоторое время перестает быть объектом сексуального
удовлетворения. Но мужчина помнит прошлое и предвидит будущее
удовольствие, у него зарождается чувство сострадания к ее слабости,
сочувствия ее мучениям. Сохраняющееся влечение к ней, обусловленное
памятью и предчувствием, превращает желание в эмоцию, а страсть - в
любовь, и первым проявлениями этого являются сострадание и сочувствие.
Это, в свою очередь, ведет к самопожертвованию ради нее, к появлению
побуждений заботиться о ней, когда ему хочется спать, прилагать усилия
ради нее, когда ему хочется отдыхать. Эти спонтанные проявления эмоции
любви в нем позднее утвердятся в добродетелях, то есть станут постоянными
чертами его характера, проявляющимися в ответ на призыв к человеческой
помощи со стороны всех людей, с которыми он контактирует, независимо
от того, привлекают они его или нет. Позднее мы увидим, что добродетели
- это просто постоянные проявления правильной эмоции.
Однако, прежде чем перейти к отношению между этикой и эмоцией, мы
должны подробнее рассмотреть фундаментальную тождественность Желания
и Эмоции, отметив их характеристики и подразделения. Сделав это, мы
обнаружим, что эмоции представляют собой не просто джунгли, а все они
берут начало от одного корня и подразделяются на два основных ствола,
которые опять-таки подразделяются на ряд ветвей с растущими на них
листьями пороков и добродетелей. Такое образное представление,
позволяющее превратить изучение эмоции в науку, а из нее вывести
понятную и рациональную систему моральных принципов, принадлежит
индийскому автору, Бхагаван Дасу, который впервые внес порядок в
эту прежде запутанную область сознания. Изучающие психологию найдут
в его работе Science of the Emotions [Наука эмоций] ясный трактат,
излагающий эту схему, который сводит хаос эмоций к космосу и формирует
в нем упорядоченную мораль. Общие направления изложения, представленного
здесь, взяты из этой работы, к которой читатели могут обратиться за
более подробными деталями.
Мы видели, что желание имеет два основных выражения; желание
притягивать - для того, чтобы овладеть или снова вступить в
соприкосновение с любым объектом, который прежде доставил
удовольствие; желание отталкивать - для того, чтобы отстранить
подальше или избежать соприкосновения с любым объектом, который
прежде причинил боль. Мы видели, что Влечение и Отвращение являются
двумя формами желания, раскачивающими "Я".
Эмоция, будучи Желанием, проникнутым Интеллектом, неизбежно имеет
такие же два подразделения. Эмоция, имеющая характер Влечения,
привлекающая объекты друг к другу посредством удовольствия,
объединяющая энергии вселенной, называется Любовь. Эмоция, имеющая
характер Отвращения, отталкивающая объекты друг от друга посредством
боли, разрушающая энергии вселенной, называется Ненависть. Это два
ствола, идущие от корня Желания, и все ответвления эмоции могут быть
прослежены к одному из них.
Отсюда тождественность характеристик Желания и Эмоции; Любовь пытается
приблизить к себе привлекательный объект или устремиться за ним - для
того, чтобы объединиться с ним, овладеть им или отдаться ему. Она,
как и Желание, связывает удовольствием и сча
|
|