|
тьем. В действительности,
ее узы более долговечны, более сложны и состоят из большего числа
более тонких нитей, переплетенных в более сложный узор, но сущность
Желания-Влечения, связывание двух объектов вместе, является сущностью
Любви, Эмоции-Влечения. Также и Ненависть стремится отвести от себя
отталкивающий объект или уйти от него - для того, чтобы обособиться
от него, оттолкнуть его или быть отраженным им. Она разделяет болью и
несчастьем. И, таким образом, сущность Желания-Отвращения - отталкивание
двух объектов, является сущностью Эмоции-Отвращения, Ненависти. Любовь
и Ненависть являются усовершенствованными и проникнутыми мыслью формами
простых желаний обладать и избегать.
2. Действие Эмоции в семье
Человека называют "общественным животным". Это биологический способ
выражения того, что лучше всего человек развивается не изолированно,
а в контакте со своими собратьями. Его определенно интеллектуальные
черты требуют для своей эволюции социальной среды, а его самые острые
удовольствия - а отсюда неминуемо и его самые острые боли - рождаются
во взаимоотношениях с другими представителями его вида. Только они
могут вызвать у него реакцию, от которой зависит его дальнейший рост.
Вся эволюция, все проявление скрытых способностей являются ответом
на раздражители извне, и когда достигается стадия человека, наиболее
острые и действенные раздражители могут исходить лишь от контакта с
людьми.
Первые социальные узы обусловлены сексуальным влечением, а дети,
рожденные у мужчины и женщины, образуют вместе с ними первую
социальную единицу, семью. Длительная беспомощность и зависимость
человеческого младенца дает время, необходимое для того, чтобы
физическая страсть родителей созрела до эмоции материнской и отцовской
любви и таким образом придала семье стабильность, в то время, как сама
семья представляет собой поле, на котором неизменно действуют эмоции.
В ней впервые устанавливаются определенные и постоянные взаимоотношения
между людьми и от гармоничности этих взаимоотношений, от тех благ,
которые они приносят каждому члену семьи, зависит счастье каждого.
Мы можем с пользой для себя изучить роль Эмоции в семье, так как в ней
мы имеем сравнительно простую социальную единицу, которая позволяет
нам представить миниатюрную картину общества в целом. Здесь мы можем
наблюдать зарождение и эволюцию пороков и добродетелей, видеть значение
и цель морали.
Мы уже видели, как сексуальная страсть под давлением обстоятельств
развивается в эмоцию любви, как эта любовь проявляется в нежности и
сострадании, когда жена из равной партнерши становится беспомощной и
зависимой в состоянии временной физической неполноценности, обусловленной,
например, беременностью. Точно также, когда в подобном состоянии
временной физической неполноценности, вызванном, например, болезнью
или несчастным случаем, окажется муж, со стороны жены его будут
окружать нежность и сочувствие. Но такие проявления любви со стороны
более сильного не могут не вызвать ответных проявлений любви со
стороны более слабого; эти проявления в состоянии слабости будут
характеризоваться доверием, надеждой, благодарностью и в равной мере
являются эмоциями любви, имеющей отпечаток слабости и зависимости.
В отношениях родителей к детям и детей к родителям, где физическое
превосходство и неразвитость в физическом плане выражены намного
сильнее и сохраняются в течение длительного периода времени, эти
эмоции любви проявляются постоянно с обеих сторон. Родители будут
постоянно проявлять по отношению к детям нежность, жалость, защиту,
а постоянным ответом детей будет доверие, уверенность, благодарность.
Разнообразие выражения эмоции любви будет обуславливаться разнообразием
обстоятельств и включать в себя великодушие, поощрение, терпимость
и т.д. со стороны родителей, послушание, почтительность, покорность
и т.д. со стороны детей. Рассмотрев эти два класса эмоций любви,
мы видим, что общей характеристикой первого класса является
благожелательность, а второго - почтительность: в первом случае
любовь обращена вниз, на более слабых и менее приспособленных; во
втором - любовь обращена вверх, к более сильным и превосходящим.
Таким образом, мы можем обобщить и сказать: Любовь, обращенная вниз,
является Благожелательностью; Любовь, обращенная вверх, является
Почтением; эти представленные характеристики Любви превосходящих к
нижестоящим и нижестоящих к превосходящим являются универсальными.
Нормальные взаимоотношения между мужем и женой, между братьями и
сестрами предоставляют нам поле изучения проявлений любви между
равными. Мы видим любовь, проявляющуюся как взаимная нежность и
доверие, как внимание, уважение и желание доставить удовольствие,
как интуитивное понимание желаний другого и стремление их исполнить,
как великодушие и снисходительность. Здесь мы встречаем элементы
эмоций любви превосходящего к нижестоящему, но во всех них выражена
взаимность. Поэтому мы можем сказать, что общ
|
|