|
отвратительные
язвы, ужасный упадок и руины когда-то сильного и здорового тела. Он
сосредоточивает свой взор на позорной смерти, печальном наследии
постыдной памяти, оставленной родственникам и друзьям; мысленно он
переводит свой взгляд за черту смерти и видит грязь и извращение своих
пороков, отображенные в страданиях астрального тела, и агонию
стремлений тех желаний, которые уже не сможет удовлетворить.
Он непоколебимо заставляет свои сжимающиеся от ужаса мысли
сосредоточиваться на этом жалком зрелище триумфа неверного желания,
до тех пор, пока в нем не зарождается сильное отвращение к нему,
невыносимый страх и отвращение к результатам нынешнего потворства.
Такой метод очищения подобен скальпелю хирурга, вырезающего раковую
опухоль, которая угрожает жизни; и как любую хирургическую операцию
его следует избегать, пока не останется иных способов лечения.
Неверные желания лучше побеждать притягательной силой идеала, чем
отталкивающей силой зрелища крушения. Но там, где терпит поражение
привлекательность, возможно, сможет одержать победу отвращение.
В последнем методе существует опасность, заключающаяся в том, что
такое сосредоточение мысли на зле увеличивает содержание в Оболочке
Желания более грубой материи, и вследствие этого борьба оказывается
более продолжительной, чем в том случае, когда оказывается возможным
влить жизнь в добрые желания и высокие стремления. Поэтому данный
метод худший из двух, и его следует использовать только в том случае,
когда другой недостижим.
Более высоким притяжением, отвращением или посредством медленного
обучения страданиям Желание должно быть очищено. "Должно" здесь
является не столько необходимостью, налагаемой внешним Божеством,
сколько настоятельным приказом Божества внутреннего, не терпящего
отказа. С этой истинной волей Божества, которым является наше "Я",
действуют все божественные силы в природе, и это божественное "Я",
которое изъявляет волю к высочайшему, в конечном итоге должно
неминуемо подчинить все вещи.
С этой победой исчезает Желание. Ибо тогда внешние объекты уже не
притягивают и отталкивают идущие во вне энергии Атмы, которые всецело
направляются независимой Мудростью; то есть Воля занимает место
Желания. Добро и зло рассматривается как божественные силы, которые
работают на эволюцию, первое так же необходимо, как и второе, одно,
дополняющее другое. Добро является силой, с которой надо быть заодно,
зло является силой, которой следует противодействовать; при правильном
использовании обоих сила "Я" проявляется.
Когда "Я" развило аспект Мудрости, оно одинаково смотрит на праведное
и безнравственное, на святого и грешника, и вследствие этого одинаково
готово помочь обоим, протянув сильные руки как одному, так и другому.
Желание, которое относилось к ним с влечением и отвращением, как к
приносящим удовольствие и боль, исчезло, и Воля, которая является
энергией, направляемой Мудростью, оказывает надлежащую помощь и тому,
и другому. Таким образом, человек поднимается над тиранией пары
противоположностей и живет в Вечном Спокойствии.
Глава IV
ЭМОЦИЯ
1. Рождение Эмоции
Эмоция - это не простое или первичное состояние сознания, а сложное,
образуемое взаимодействием двух аспектов "Я" - Желания и Интеллекта.
Воздействие Интеллекта на Желание порождает Эмоцию, она является их
совместным детищем и проявляет некоторые характеристики как своего
отца - Интеллекта, так и своей матери - Желания.
В развитом состоянии Эмоция кажется настолько отличной от Желания, что
их фундаментальная тождественность является несколько завуалированной;
но мы можем видеть эту тождественность либо проследив развитие желания
в эмоцию, либо изучив их, сопоставляя друг с другом и обнаруживая при
этом одни и те же характеристики, присущие обоим, те же самые деления
и то, что одно фактически является усовершенствованной формой другого,
причем это усовершенствование обусловлено присутствием в последнем
интеллектуальных элементов, отсутствующих или не так явно выраженных
в первом.
Давайте проследим развитие желания в эмоцию на одном из самых общих
человеческих отношений - сексуальных. Здесь желание выступает в одной
из самых своих простейших форм; желание пищи и желание полового
слияния являются двумя фундаментальными желаниями всех живых
организмов: желание пищи необходимо для поддержания жизни, а желание
полового слияния - для продолжения жизни. В обоих случаях возникает
чувство "прибавления" или, если выразится иначе, ощущается
удовольствие. Желание пищи остается желанием; пища добывается
усваивается, теряет свою обособленную сущность и становится частью
Меня. Продолжающегося взаимоотношения между едоком и пищей, которое
давало бы возможность для развития эмоции, не существует. В
сексуальных взаимоотношениях дело обстоит иначе. С эволюцией
индивидуальности они склонны становиться все
|
|