|
а сущности Желания, сопровождаемая коротким наслаждением и
длительной болью, порождает новые враждебные по отношению к нему силы,
которые укрепляют ряды его противника. Таким образом, каждое поражение
Мышления сеет семена его будущей победы, а его сила растет с каждым
днем, в то время как силы сущности Желания идут на убыль.
В том случае, когда это ясно понимается, мы перестаем горевать по
поводу падений своих собственных и тех, кого любим; ибо мы знаем, что
эти падения обеспечивают прочную опору в будущем и что в утробе боли
созревает будущий победитель.
Ниши знания о хорошем и плохом приобретаются посредством опыта и
развиваются только путем проб и ошибок. Чувство хорошего и плохого,
являющееся сегодня врожденным у цивилизованного человека, было развито
в ходе бесчисленных переживаний. В первые дни обособленного "Я" для
его эволюции были полезны все переживания. Они давали ему уроки,
необходимые для его роста. Постепенно оно познало, что уступчивость
желаниям, которые в ходе их удовлетворения наносят вред другим,
приносит ему боль, несоизмеримую с временным удовольствием, получаемым
от удовлетворения. Оно начнет связывать слово "плохие" с желаниями,
потворство которым принесло больше боли, этот процесс ускоряется
тем фактом, что Учителя, направляющие раннее развитие "Я", отмечают
объекты, притягивающие такие желания, знаком Своего неодобрения.
Когда оно ослушивается их, и за этим следует страдание, то воздействие,
оказываемое на мышление, является более сильным вследствие
предшествующего предостережения, и сознание - Воля к правильным
поступкам и воздержание от неверных - пропорционально растет.
В связи с этим мы легко можем видеть значение предостережения, упрека
и хорошего совета. Они сохраняются в уме и являются дополнительной
силой к накопившимся воспоминаниям, противостоящим удовлетворению
ошибочных желаний. Если же предупрежденная таким образом личность
снова уступит возникшему искушению, это будет означать только то, что
равновесие сил все еще смещено в сторону порочного желания; и когда
придет предсказанное страдание, ум вспомнит все предостережения и
увещания и еще глубже запечатлеет в своей субстанции решение: "Это
желание неверное". Свершение неверного поступка означает только то,
что память о прошлой боли еще не достаточно сильна, чтобы перевесить
привлекательность нетерпеливо предвкушаемого и немедленного удовольствия.
Урок должен быть повторен еще несколько раз для того, чтобы усилить
память прошлого, и когда это произойдет - победа обеспечена. Страдание
является необходимым элементом в росте души и несет в себе перспективу
этого роста. Если правильно посмотреть, то повсюду вокруг нас зреет
добро, и ни в чем нет безнадежного зла.
Эта борьба выражается в печальном возгласе: "Того, что хочу, я не
делаю, а делаю то, чего не хочу. Когда я хочу сделать добро, у меня
получается зло". Зло, которое мы свершаем вопреки своему желанию,
делается по привычке прошлого. Слабая воля побеждается сильным
Желанием.
Теперь Мышление в своем конфликте с сущностью Желания призывает к
себе на помощь саму эту Сущность и стремиться пробудить в ней желание,
которое будет противостоять тому желанию, портив которого Мышление
ведет войну. Так же как притяжение слабого магнита может быть преодолено
полем более сильного, так и одно желание может быть усилено для
преодоления другого, правильное желание может быть пробуждено для
борьбы с неправильным. Отсюда и значение идеала.
3. Значение идеала
Идеал - это устоявшееся мысленное представление вдохновляющего
характера, составленное для руководства поведением; создание идеала
является одним из самых эффективных способов воздействия на желание.
Соответственно характеру человека, создающего себе идеал, этот идеал
может иметь или не иметь воплощение в конкретной личности; к тому же
всегда следует помнить, что значение идеала в основном зависит от его
привлекательности, а также то, что является притягательным для одного
темперамента, ни в коей мере не обязательно должно привлекать и другой.
В общем одинаково хорошими являются как абстрактный идеал, так и
личностный; и из них следует брать тот, что оказывает на выбирающего
его человека наиболее привлекающее воздействие. Человек интеллектуального
характера обычно находит более подходящим абстрактный идеал, тогда как
человек эмоционального характера будет требовать конкретного воплощения
своей мысли. Недостаток абстрактного идеала заключается в том, что он
обычно оказывается недостаточным для побуждающего к действию вдохновения;
недостатком конкретного олицетворения является то, что оно склонно
опускаться ниже идеала.
Идеал, конечно же, создается умом, он либо сохраняет его в виде
абстракции, либо воплощает в личность. Время, выбираемое для создания
идеала, должно быть временем, когда ум находится в спокойном,
уравновешенном и ясном состоянии, когда сущность желания спит. Тогда
мыслящее "Я" должно обдумать смысл своей Жизни, цель,
|
|