|
лишком неопределенное, чтобы назвать его усилием - направленное на
то, чтобы удержать и продлить его; точно также и при затихании боли
в сознании остается отвращение, которое становится таким же смутным
стремлением избежать ее. Эти состояния порождают Желание".
Это возникновение Желания является слабым стремлением жизни к поиску
удовольствия; ищущим, смутным и неопределенным видением жизни. Дальше
этого она пойти не может, пока не разовьется до определенной степени
Мысль, не осознает внешний мир, "Не-Я", и не научится соотносить
различные объекты из "Не-Я" с удовольствием или болью, возникающими
в сознании при соприкосновении с ними.
Но как было показано выше, задолго то того, как эти объекты будут
осознаны, в результате контакта с ними происходит разделение или
раздваивание желания. В качестве одного из примеров мы можем привести
стремление к пище у низшего организма; по мере того, как физическое
тело истощается и теряет энергию, в астральном теле возникает чувство
боли, смутное, неопределенное желание и стремление; истощаясь, тело
становится все менее эффективной оболочкой для жизни, идущей через
астральный план вниз, и это препятствие вызывает боль. Течение воды,
омывающей организм, приносит с собой пищу, тело ее ассимилирует,
потери организма восстанавливаются, и жизнь снова течет без помех,
это вызывает удовольствие. На более высокой стадии развития, когда
возникает боль, появляется желание избежать ее, рождается чувство
отвращения, противоположное чувству влечения, которое вызывает
удовольствие. Результатом этого является разделение желания надвое.
Воля к Жизни порождает стремление к впечатлениям, и в низшей оболочке
это стремление, проявляющееся как Желание, становится, с одной
стороны, стремлением к впечатлениям, которые делают ощущение жизни
более ярким, а с другой - избеганием всего того, что ослабляет и
угнетает. Как влечение, так и отвращение в равной мере относятся
к сущности Желания. Так же как магнит притягивает или отталкивает
определенные металлы, так и воплощенное "Я" притягивает и отталкивает.
Как влечение, так и отталкивание являются Желанием. Они являются
двумя основными движущими энергиями жизни, к которым в конечном итоге
сводятся все желания "Я" становится рабом Желания, Влечения-Отталкивания,
и притягивается то туда, то сюда, отталкивается то от того, то от
этого, подгоняемое приносящими удовольствие и боль объектами, подобно
неуправляемому кораблю, гонимому ветрами и течениями.
3. Отношение Желания к Мысли
Теперь мы должны обсудить, какое отношение Желание имеет к Мысли, и
рассмотреть, каким образом вначале правит первое, а затем переходит
под контроль последнего.
Чистый Разум является отражением аспекта Мудрости Монады и выступает в
человеческом Духе как Буддхи. Но не отношение Желания к Чистому Разуму
интересует нас, ибо в действительности нельзя сказать, что оно прямо
связано с Разумом. Оно связано с Любовью, проявлением разума на
астральном плане. Скорее мы должны определить его связь с аспектом
Активности Монады, проявляющемся на астральном плане как ощущение,
а на ментальном - как мысль. Теперь мы даже затрагиваем Высший Ум,
который в своей чистоте является творческой Активностью, Манас, но
только его искаженное отражение - низший ум. Именно этот низший ум
непосредственно связан с Желанием и неразрешимо переплетен с ним в
эволюции человека, действительно они так близко связаны, что мы часто
говорим о Кама-Манасе - Желании-Уме как о едином целом, так как в низшем
сознании очень сложно встретить хотя бы одну мысль, не обусловленную
желанием. "Манас истинно провозглашен двойственным, чистым и не чистым;
нечистый определен желанием, чистый - свободен от желания"<$FBindopanishat,
1.>.
Этот низший ум на ментальном плане является "мыслью", его характерной
чертой является то, что он утверждает и отрицает; он различает, он
постигает и помнит. Как мы видели, тот же аспект, который на ментальном
плане является мыслью, на астральном проявляется как ощущение и
пробуждается контактом с внешним миром.
Когда удовольствие уже испытано, как мы видели, возникает желание
испытать его снова. И этот факт предполагает память, которая является
функцией ума. Здесь, как и везде, мы видим, что сознание постоянно
функционирует согласно своей тройственной сущности, хотя тот или иной
аспект может и преобладать, ибо даже самое зачаточное желание не может
возникнуть в отсутствие памяти. Прежде, чем ум установит связь между
осознаваемым им ощущением и внешним объектом, вызвавшим это ощущение,
данное ощущение должно быть вызвано внешним воздействием неоднократно.
Наконец, ум "постигает" объект, то есть связывает его с одним из своих
собственных изменений, осознает модификацию в себе, вызванную внешним
объектом. Повторения такого восприятия создадут а памяти определенное
связывающее звено между объектом и приятным или болезненным ощущением;
и когда Желание побуждает к повторению удовольствия, ум вспоминает
объект, который его доставил. Такое сплетение Мысли с Желанием
порождает конкретное желание
|
|