|
воли или силой ее Желания, соответственно
стадии эволюции. В основе известного изречения: "Из самых больших
грешников рождаются самые великие святые" - лежит истина. Посредственная
личность не может быть ни очень хорошей, ни очень плохой; ее хватает
не более, чем на мелкие добродетели или незначительные пороки. Сила
природы Желания в человеке является мерой его способности к прогрессу,
мерой движущей энергии, посредством которой человек может продвигаться
вперед по своему пути. Сила, заключенная в человеке и побуждающая
его реагировать на свое окружение, является мерой его способности
модифицировать, изменять и завоевывать его В борьбе с природой
Желания, которая отмечает высшую эволюцию движущая энергия не
разрушается, а переносится, низшие Желания преобразуются в высшие,
энергия, не теряя своей силы, становится более совершенной, и в конечном
итоге сущность Желания должна исчезнуть в Воле, а все его энергии
собираются вместе и сливаются с Волей как аспектом Души, Силой "Я".
Поэтому никого не должны обескураживать свирепствующие и бушующие
в нем желания, также и объездчика лошадей не должны раздражать
взбрыкивания и неожиданные прыжки необъезженного жеребца.
Необузданность молодого необученного существа и его сопротивление всем
попыткам контролировать и сдерживать его представляют собой обещание
его будущей полезности, когда оно будет обучено и тренировано. И даже
в этом случае стремления Желания побороть узду, наложенную Разумом,
являются обещанием будущей силы Воли, аспекта Силы "Я".
Трудность скорее возникает там, где перед освобождением Воли от пут
астральной материи желания оказываются слабыми; ибо Воля к Жизни в
этом случае выражена очень слабо, и в распоряжении эволюции оказывается
малое количество действенной силы. В оболочках существует некая
преграда, какой-то барьер, останавливающий выходящую энергию Монады и
препятствующий ее свободному продвижению, и пока этот барьер не будет
устранен, продвижение вперед оказывается очень незначительным. Во время
шторма корабль продвигается вперед, невзирая на опасность крушения, но
в мертвый штиль он остается беспомощным и неподвижным, не откликаясь
ни парусу, ни рулю. А так как в этом плавании полное крушение исключено,
а возможно лишь временное повреждение; и на продвижение вперед,
скорее, работает шторм, чем штиль, то те, кого бросает этот шторм,
могут с полной уверенностью смотреть вперед в ожидании дня. когда
ураганные порывы Желания сменяться на устойчивый ветер Воли.
2. Пробуждение Желания
Все наши ощущения мы относим к астральному миру. Центры, с помощью
которых мы чувствуем, расположены в астральном теле, и их реакция на
воздействия порождает в сознании чувства удовольствия и боли. Обычный
психолог прослеживает ощущение удовольствия и боли от точки контакта к
мозговому центру, признавая только нервные колебания между периферией
и центром, а в самом центре - реакцию сознания как ощущение. Мы
прослеживаем колебания дальше, находя их лишь в мозговом центре и
эфире которым он проникнут, и располагая точку, где осуществляется
реакция сознания, в астральном центре. Когда под воздействием
хлороформа, эфира, веселящего газа и других наркотических средств
происходит смещение физического и астрального тел, физическое тело,
несмотря на весь свой нервный аппарат, ощущает не более, чем в случае,
если бы вообще было лишено нервов. Выводятся из строя связующие звенья
между физическим телом и телом, отвечающим за ощущения, и сознание не
отвечает ни на один из воздействующих раздражителей.
Пробуждение Желания происходит именно в теле, отвечающем за ощущения,
и следует за первыми смутными чувствами удовольствия и боли. Как
указывалось ранее<$FСм Часть I, глава IX, 1> - это "чувство
"добавочности" возросшей, расширившейся жизни, в то время как боль -
это перекрытие или сужение жизни, и это относится ко всему сознанию.
В этом первичном состоянии сознание не проявляет три хорошо известных
аспекта - Воли, Мудрости и Активности даже в самой зачаточной стадии;
им предшествует "ощущение" которое относится к сознанию в целом, хотя
на более поздних стадиях эволюции оно оказывается настолько связанным
с аспектом Воли-Желания, что начинает чуть ли не отождествляться с
ним. "С тем, как состояния удовольствия и боли становятся более
определенно выраженными в сознании, они дают начало другому состоянию,
с постепенным исчезновением удовольствия в сознании остается тяготение
к нему, которое превращается в смутный его поиск" - следует отметить,
что этот поиск не дающего удовольствие объекта, а продолжения чувства
удовольствия - "неясное стремление к исчезающему ощущению, действие -
|
|