|
этого поля и пристально
рассмотреть находящиеся там объекты". Это "обращение внимания" в
сознании фактически соответствуют тому, что мы называем фокусированием
зрения в физическом теле. Если мы проследим за действием мышц глаза,
когда переводим взгляд от близко расположенного предмета к отдаленному
или наоборот, то почувствуем незначительное движение, это сокращение
или расслабление вызывает легкое сжатие или растяжение хрусталика
глаза. Сейчас это действие автоматическое, совершенно инстинктивное,
но оно стало таким только благодаря практике: младенец не может ни
фокусировать свой взгляд, ни определять расстояние. Он в равной
степени готов ухватиться как за свечу, стоящую в противоположном конце
комнаты, так и за находящуюся рядом с ним, и лишь постепенно учиться
распознавать то, что находится вне пределов его досягаемости. Усилие,
направленное на четкость зрительного восприятия, ведет к фокусированию
глаза и вскоре становится автоматическим. Объекты, на которых
фокусируется наш глаз, расположены в поле четкого видения, а остальные
видны неясно, так и сознание четко осознает то, на что обращено его
внимание; остальные вещи остаются смутными, "вне фокуса".
Таким образом, человек постепенно обучается направлять свое внимание
на давно минувшие, согласно нашему измерению времени, вещи. Каузальное
тело вступает в соприкосновение с ним, а затем его колебания передаются
низшим телам. Присутствие рядом более продвинутого в своем развитии
человека поможет менее развитому, потому что когда астральное тело
первого начинает колебаться соответственно давно минувшим событиям,
создавая таким образом их астральную картину, астральное тело второго
может с большей легкостью воспроизвести эти колебания и также
"увидеть". Но даже если человек научился вступать в контакт со своим
прошлым, а через него с прошлым других, связанным с его собственным,
он обнаружит, что эффективное направление своего внимания на события,
с которыми он не связан, оказывается более сложным; а когда он
овладеет и этим, то заметит, что ему все еще тяжело вступить в контакт
с событиями, которые не входят в сферу жизненного опыта его недавнего
прошлого; например, если он захочет побывать на Луне и с помощью
привычных для него методов отправиться в этом направлении, то
обнаружит, что его осыпает град непривычных колебаний, на которые он
не может инстинктивно отвечать, и будет вынужден вернуться обратно к
присущей ему божественной способности отвечать на все то, что может
воздействовать на его оболочку. Если он попытается отправиться еще
дальше, в другую планетную систему, то обнаружит барьер, который не
сможет перепрыгнуть, непреодолимое кольцо своего собственного
Планетарного Логоса.
7. Единое сознание
Мы начинаем понимать значение утверждения о том, что люди определенной
стадии эволюции могут достичь лишь той или иной части космоса; они не
могут соприкоснуться с сознанием Логоса за рамками ограничений,
налагаемых материальными оболочками менее развитых людей. Эти
оболочки, будучи состоящими из материи видоизмененной действием
Планетарного Логоса той Цепи, к которой они принадлежат, не могут
отвечать на колебания материи видоизмененной иначе; поэтому человек
должен научиться использовать свое атмическое тело, прежде чем он
сможет вступить в контакт со Вселенской Памятью, выходящей за пределы
его собственной цепи.
Такова теория памяти, которую я представляю на рассмотрение изучающим
теософию. Она в равной мере относится как к незначительным воспоминаниям
и забываниям повседневной жизни, так и к той обширной сфере Памяти,
которая упоминается в предшествующем абзаце. Ибо для Логоса не
существует ничего ни малого, ни великого, и даже при самом незначительном
действии нашей памяти мы настолько же соприкасаемся с вездесущностью
и всеведением Логоса, как и при воссоздании событий далекого прошлого.
Нет ни "далекого", ни "близкого". Все в равной мере существует во
все времена и во всех пространствах. Трудность заключается в наших
оболочках, а не во всеобъемлющей неизменной жизни. Все становится
более и более понятным и умиротворяющим, когда мы думаем о том
"Сознании", в котором нет "раньше" и нет "после", нет "прошлого" и нет
"будущего". Мы начинаем ощущать, что эти понятия являются всего лишь
иллюзиями, ограничениями, налагаемыми на нас нашими собственными
оболочками, необходимыми до тех пор, пока наши способности не
разовьются и не окажутся под нашим контролем. Мы живем неосознано в
этом могущественном Сознании, в котором все существует вечно, и смутно
ощущаем, что если бы мы могли жить в этой вечности осознанно, то
наступил бы покой. Я не знаю ничего, что могло бы дать лучшее
представление об истинных пропорциях событий жизни, чем эта идея
Сознания, в котором все присутствует изначально, в котором на самом
деле нет ни начала, ни конца. Мы узнаем, что нет ничего ужасного и
ничего, что было бы относите
|
|