Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Теософия :: Анни Безант :: Анни Безант - ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗНАНИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 96
 <<-
 
Но когда начинается воздействие "извне" на сознание, то возникает
"внутри" как его неизбежная противоположность. Это ощущение "извне"
непременно возникает в точках соприкосновения сознания, остающегося в
прежнем состоянии, и меняющихся воздействий; то есть в его физической
оболочке, его физическом теле. В дальнейшем медленно развивается
осознание "других", и с укреплением осознания этих "других" появляется
также осознание "я", стоящего против них. Вместо осознания одних лишь
изменений приходит осознание вещей, находящихся снаружи, а затем
приходит осознание того, что изменения происходят внутри "я" и что
существуют вещи вне "я". Рождается самосознание.

Этот процесс постижения объектов является сложным. Необходимо
помнить, что объекты контактируют с телом различным образом, и что
тело принимает некоторые из их колебаний теми своими частями, которые
дифференцировались для принятия таких колебаний. Глаз, ухо, кожа,
язык, нос принимают различные колебательные волны, а определенные
клетки органа, подвергающегося воздействию, начинают в ответ
колебаться сходным образом. Вызванные волны достигают центров органов
чувств мозга, а оттуда идут к органам познания в астральной оболочке,
здесь в сознании они подвергаются соответствующему изменению, как
это описано в главе II, и в такой измененной форме, все еще как
обособленные ощущения цвета, звука вкуса, восприятия контура и формы,
они отсылаются в сознание, функционирующее в ментальной оболочке,
где объединяются им в единый образ, цельное восприятие объекта. Это
слияние различных потоков в один, синтез ощущений, является функцией
ума. Поэтому в индусской психологии ум часто называется "шестым
чувством", "чувства, из которых ум является шестым"<$FБхагавад-гита, XV, 7>.

Если мы рассмотрим пять действующих органов чувств по отношению к уму,
то обнаружим наличие противоположного процесса; ум рисует определенное
действие в целом и тем самым вызывает соответствующий ряд колебаний
ментальной оболочки; эти колебания воспроизводятся в моторных центрах
астральной оболочки; они их анализируют и раскладывают на составляющие
части, это сопровождается колебаниями материи моторных центров,
которые, в свою очередь, повторяются в моторных центрах мозга как
отдельные волны; моторные центры отсылают эти волны по нервной системе
к различным мышцам, которые должны взаимодействовать при выполнении
действия. Рассматриваемый в этом двойственном отношении ум становится
одиннадцатым чувством, "Десятью чувствами и еще одним"<$FБхагавад-гита,
XIII, 5>.

   3. Реальное и нереальное

С превращением сознания в Самосознание приходит понимание различия,
которое позднее, в более развитом Самосознании, становится различием
между объективным или "реальным" - в обычном, принятом на Западе
смысле этого слова - и субъективным или "нереальным" и "воображаемым".
Для медузы, актинии, гидры волны и течения, солнечный свет и порыв
ветра, пища и песок, касающиеся поверхности тела или щупалец, не
являются "реальными", они отмечаются только как изменения в сознании,
каковыми в действительности они являются и для тела человеческого
младенца. Я говорю отмечаются, а не осознаются, так как на низших
стадиях эволюции не возможно никакое мысленное наблюдение, анализ
и оценка. Эти существа еще недостаточно осознают "других", чтобы
осознавать "самих себя"; они просто ощущают изменения лишь как
происходящие в рамках их собственного, нечетко определенного сознания.
Внешний мир становится "реальностью", когда сознание, отделяясь от
него, начинает осознавать свою собственную обособленность, превращается
из неопределенного "есть" в четкое "я есть".

Вместе с тем, как это осознающее себя "я" постепенно приобретает
отчетливость самоотождествления и обособленности и начинает отличать
изменения внутри себя от воздействия внешних объектов, оно готово
сделать следующий шаг, заключающийся в связывании внутренних изменений
с различными воздействиями снаружи. Затем следует развитие желания
удовольствия в определенное желание объектов, дающих это удовольствие,
за которым следуют мысли в отношении того, как их получить; эти мысли
ведут к усилиям, направленным на следование за такими объектами, если
они в поле зрения, и на их поиск, если они отсутствуют, что обуславливает
медленную эволюцию внешней оболочки в тело, хорошо приспособленное к
движению, преследованию и захвату. Желание отсутствующего; поиск, успех
или неудача - все это усиливает в развивающемся сознании различие
между его желаниями и мыслями, которые составляют его или могут
составлять, и внешними объектами, которые появляются и исчезают безо
всякой связи с ним и с обескураживающей безотносительностью к его
ощущениям. Оно различает их как "реальные", над существованием которых
оно не имеет никакого контроля, и которые воздействуют на него, не
принимая во внимание никакие его симпатии или возражения. Это чувство
реальности впервые развивается в физическом мире, где контакты между
"другими" и "я" впервые осознаются сознанием. Самосознание начинает
свою эволюцию в физическом теле и через его посредство, его самый
первый це
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 96
 <<-