|
тр располагается в мозге.
Обычный человек на нынешней стадии эволюции все еще отождествляет себя
с этим мозговым центром Самосознания и поэтому ограничен бодрствующим
сознанием, или сознанием, функционирующим в цереброспинальной
системе, четко и последовательно осознавая себя как "я" только на
физическом плане, то есть в бодрствующем состоянии. На этом плане он
четко сознает себя, без колебаний отличает себя от внешнего мира, свои
мысли от внешних проявлений; поэтому на этом и только на этом плане
внешние вещи для него являются "реальными", "объективными", "вне его".
На других планах, астральном и ментальном, он пока еще просто осознает,
но не самого себя: он видит изменения внутри себя, но не разделяет
их на родившиеся в нем самом и вызванные воздействиями его астральной
и ментальной оболочек. Для него все они являются изменениями внутри
него самого. Поэтому все проявления сознания, происходящие на
сверхфизических планах - планах, где Самосознание еще четко не
определилось - нормальный средний человек называет "нереальными",
"субъективными", "происходящими внутри него" - также как назвала
бы медуза, если бы была философом, явления на физическом плане.
Он считает астральные или ментальные явления плодами своего
"воображения", то есть формами, созданными им самим, а не результатом
воздействий на его астральную или ментальную оболочку из внешних
миров, действительно менее плотных, но таких же "реальных" и
"объективных", как и внешний физический мир. То есть он еще
недостаточно развит, для того чтобы достичь самоосознания на этих
планах и обрести способность объективизировать на них окружающие миры.
Он осознает на этих планах только изменения, происходящие внутри него,
изменения в сознании, и вследствие этого внешний мир является для него
просто игрой желаний и мыслей. Фактически на астральном и ментальном
планах он остается младенцем.
Глава X
СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
<$FБольшое количество материалов относительно этих состояний можно
найти в опубликованных лекциях автора Theosophy and the New Psychology
[Теософия и новая психология].>
1. Подсознательное
Мы уже отмечали, что многие виды деятельности сознания, которые ранее
были намеренными, стали автоматическими и постепенно опустились за
"порог сознания". Процессы жизнеобеспечения тела - такие как биение
сердца, сокращение и расслабление сердца, процесс пищеварения и т. д.
- ушли в ту область сознания, на которой внимание сознания уже не
фиксируется. Существует множество явлений, непосредственно не связанных
с поддержанием жизни тела, которые также относятся к этой туманной
области. Симпатическая система является хранилищем отпечатков,
оставленных давно минувшими событиями - событиями, не имеющими
никакого отношения к нашей теперешней жизни, событиями, произошедшими
сотни веков тому назад в наших прошлых жизнях, когда Дживатма,
являющаяся нашим "я", обитала в телах первобытных дикарей и даже в
телах животных. Множество беспричинных ужасов, полуночных страхов,
приступов яростного гнева, порывов мстительной жестокости, наплывов
необузданной мести поднимаются из глубин этого темного моря
подсознательного, которое плещется внутри нас, скрывая множество
обломков и горьких напоминаний из нашего прошлого. Они были переданы
астральным сознанием того времени своему физическому инструменту
для осуществления действия, и неизменно чувствительная фотопластинка
постоянного атома ловила и фиксировала их, таким образом накапливая
их жизнь за жизнью в тайниках нервной системы. Сознание оказывается
застигнутым врасплох; или сильное колебание другого оказывает
влияние на нас, или какое-то событие воспроизводит обстоятельства,
обуславливающие соответствующие колебания - тем или иным образом
дремлющие вероятности пробуждаются, и появляется давно забытая
страсть, устремляясь к дневному свету. Здесь также скрываются
инстинкты, которые часто одерживают верх над разумом, инстинкты, ранее
представлявшие собой усилия, направленные на сохранение жизни; или
результаты тех обстоятельств, при которых в те времена погибло наше
тело, и которые душа зафиксировала для будущего руководства. Инстинкты
любви к противоположному полу и последствия бесчисленных союзов.
Инстинкты родительской и материнской любви, накопившиеся в течение
множества поколений. Инстинкты самозащиты, выработанные в бесчисленных
сражениях. Инстинкты использования неправомерного преимущества,
являющиеся результатом многочисленных обманов и интриг. Но кроме всего
прочего там скрываются и многие колебания, относящиеся к событиям,
ощущениям, желаниям и мыслям нашей теперешней жизни, пережитым и
забытым, но находящимся у поверхности и готовым быть вызванными в
сознание. Не хватит времени перечислить содержимое этого хранилища
следов древнего прошлого, старых останков, годных лишь для мусорной
корзины, расположенных бок о бок с интересными моментами наших первых
дней, с инструментами, все еще пригодными для наших теперешних
потребнос
|
|