Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Теософия :: Синнет А. П. - ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 112
 <<-
 
буддизма стало знание как продукт непосредственного опыта, так как 
только пережитое самим человеком, а не услышанное имеет истинную ценность. 
Знание противопоставляется неведению - коренной причине печали и страдания. 
Поэтому освобожденная душа называется Буддой, знающим. Это привело многих 
исследователей буддизма к представлению о нем, как о чисто рационалистической 
системе, в связи с чем подчеркивается антиметафизичность буддизма для того, 
чтобы доказать его несостоятельность и несовершенство как религиозной системы. 
Но Будда подходит к метафизическим проблемам, развивая феноменалистическое 
учение, через психологию, охватывая и анализируя уровни высочайших переживаний 
индивида, не только классифицируя духовные состояния человека, но и обучая 
методам применения и развития их трансцендентности.
Понимая, что некоторые люди занимаются йогическими упражнениями для 
приобретения сверхъестественных способностей, он запретил своим ученикам 
совершать чудеса напоказ, заявляя, что способности могут быть приобретены 
только праведной и мудрой жизнью. Эгоистическое желание не возникает в уме, 
озаренном мудростью, а лишь приводит к обманчивому представлению об уровне 
своего совершенства. Будда пытался переместить центр тяжести с почитания Бога 
на служение человеку, рекомендуя достигать освобождения своими силами, а не 
через божественное вмешательство. Поэтому в центре буддийской концепции мира 
стоит человек, как микрокосм, вмещающий в себя этот мир, способный превзойти 
его, так как в нем заложены большие возможности для самосовершенствования.
Будда не занимался проповедью абстрактных истин, в связи с чем укрепилась 
тенденция в толковании буддизма как религии, лишенной свойственных другим 
конфессиям таких понятий, как Бог, душа, сверхъестественное. Поэтому наиболее 
популярным стало отрицательное толкование молчания Будды на метафизические 
вопросы, объясняя это тем, что он не знал на них ответа.
Не вызывает сомнения факт, что Будда отказывался высказываться на такие темы, 
как: вечен ли мир и кто его создал; есть ли душа и что такое "я" человека; что 
такое смерть и бессмертен ли познавший истину? Целый ряд таких вопросов, 
приведенных в некоторых из диалогов, называются также "дебрями", "хождением 
впотьмах", "кружением на одном месте", "оковами заблуждения". Эти вопросы 
принадлежали к тем положениям, относительно которых Будда не допускал никаких 
размышлений на том основании, что они не приносят пользы ищущему спасения, и 
могли, по его мнению, ввести ум в заблуждение, вместо того, чтобы послужить 
развитию мудрости.
Но отказ отвечать на эти вопросы не уничтожил желания людей ставить их и 
получать ответ, поэтому разные школы вывели разные заключения из его молчания. 
Быть может, он не знал истины и пытался спасти свой престиж, избегая ответов на 
эти вопросы, утверждая, что они не являются необходимыми?
... В день "великого прозрения" под деревом Боддхи Гаутама принял для себя имя 
"будда", что значит "просветленный", поэтому он имел полное представление о 
мире и проблемах метафизики и не мог не иметь ясных убеждений относительно 
конечной цели всех устремлений. И как возможно утверждать, что с помощью 
совершенствования своей природы человек может достичь блаженства, если бы он не 
разгадал тайну Нирваны? Отказ же отвечать на некоторые вопросы заключался в том,
 что Будда познал природу всех вещей и осознал недостаточность и неточность 
рассуждений на эти темы. Он говорил, что будет обсуждать только те проблемы, 
которые имеют отношение к продвижению вперед к просветлению и святости, поэтому 
целью его учения была та помощь, которая позволяла избавляться от страданий, а 
рассуждения на указанные выше темы не могли помочь в деле освобождения.
Будда считал, что великие истины теряются в тумане метафизики, осознавая 
невозможность передачи их словами, но лишь преобразуя свое сознание в состоянии 
глубокой медитации. И все же он решил открыть истину из сострадания к людям, но 
ограничился тем, что показал практический путь к ее достижению.
Все, что человек постигает, есть отражение его сознания, поэтому он 
воспринимает мир лишь в меру своего развития, и только прошедший путем Будды 
сможет открыть для себя тайну "вечных вопросов", а не заниматься лишь 
логическим рассуждением о тех проблемах, где пустое словоблудие не поможет 
раскрытию божественной природы в себе самом. Будда раскрывал Свое Учение с 
учетом духовных наклонностей и уровня развития интеллекта тех, к кому он 
обращался и проповедовал им соответствующим образом.
Но как Будда ни старался уклониться от ответа на вопрос о первичной реальности, 
он, по-видимому, совершенно не сомневался в ней: "Есть нерожденное, 
непоявившееся, несделанное, несоставное; если бы его не было, не было бы 
спасения из мира рожденных, явившихся, сделанных и сложных".
Признает ли Будда реальность Абсолюта? Исследователи называют буддизм 
"атеистической религией", основываясь на том, что она лишена веры в Бога. 
Человек во все времена возлагал все происходящее на Бога, тем самым лишаясь 
свободы воли, в связи с чем Будда понимал, что единственный путь к тому, чтобы 
устранить страх перед богами, было их уничтожение. Но он не утверждал и не 
отрицал идею Бога, хотя Брахман, как вселенское единое, не упоминается 
буддистами, в учении которых нигде нет Бога в собственном смысле. Буддизм 
возражал против представления о всеблагом божестве, как о творце земного, столь 
несовершенного мира, поэтому он не знает ни Брамы, ни Атмана в качестве 
мирового духа, который бы создал наш мир.
Если Бог существует, он должен быть единственной причиной всего, что происходит 
как хорошего, так и дурного, но как может совершенный Творец быть создателем 
несовершенного мира? И тем не менее, Будда не рассматривает мир как бессмыслицу,
 но видит в событиях осуществление глубокого плана, выражение действия которого 
он принимал через закон кармы6, закон справедливости. Человек же должен так 
прожить свою жизнь, чтобы она прошла в соотв
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 112
 <<-