|
ляясь
ни божественным, ни сверхъестественным, а отличался от других святых лишь тем,
что он не только открыл истины спасения, но и возвестил их миру.
С чем же пришел Будда на землю в своем последнем воплощении?
Владыка небесного царства явился для подвига спасения мира и человечества. Он
говорил: "Я - один из длинного ряда будд. Многие были рождены прежде, и многие
родятся в будущем. Когда зло и насилие правят в мире, тогда рождается будда для
того, чтобы утвердить на земле царство справедливости".
Будучи принцем, в нем вызывали тревогу преходящесть и изменчивость жизни, он
остро чувствовал, как гибнут множество человеческих существ, став жертвою
темноты и греха. Подавленный пустотой чувственных вещей, принц Гаутама отверг
все блага мира и стал аскетом, погрузившись в размышление о поиске истины.
Он быстро освоил приемы аскезы, но после шести лет сурового послушания, не
испытав удовлетворения от постигнутого, пришел к убеждению, что измученная
плоть не может принести открытие истины, ибо аскет - это не тот, кто умерщвляет
тело, а тот, кто очищает душу. Но он не отвернулся от мира с презрением и
отрицанием, а стал рассматривать его как путь, ведущий к вневременному знанию
через очищение и сублимацию качеств настоящего существования.
Смысл жизни человека и вселенной лежит не вне, а внутри его, и пока он смотрит
на мир через узость обыденного сознания, то понимание жизни найти невозможно.
Спасение приходит не извне, а только изнутри человека; "свет рождается из
собственной темноты". Будда оставил людям практику постижения глубинного
сознания, следовательно, остается лишь пробудить внутри себя его и постичь то
состояние, которое он назвал "Просветление", что является путем реализации
Буддовости внутри нас самих. "Я был один в мыслительном экстазе... пока не
поднялся над восприятием внешнего мира в бесконечную сферу познания, и она, в
свою очередь, превратилась в ничто... Пришло прозрение, и я различал небесным
зрением путь мира, стремление людей и их появление на свет - прошлое, настоящее
и будущее", - говорил Шакьямуни.
Значение того, что называется "высшей реальностью", невыразимо на человеческом
языке, его невозможно объяснить, поэтому Будда отказался дать описание того
состояния, которое называется "Нирвана", и не оставил прямого ответа о ее
природе, настаивая на нашем собственном опыте. Но из его учения можно понять,
что Нирвана - это не падение в пустоту, не полное уничтожение, но остановка
непрерывного потока новых рождений, которое ощущается как состояние покоя, мира,
блаженное освобождение.
Просветление Будды длилось сорок девять дней, события которых повествуют о
спуске в подземные миры и о космических путешествиях его по всем кардинальным
направлениям вселенной. Он вошел в промежуточную сферу между прошлой и будущей
жизнью, что в "Тибетской книге мертвых" называется "бардо". И, наверное, число
сорок девять совсем не случайно здесь, так как, согласно этой же книге, умерший
путешествует после смерти сорок девять дней, и лишь затем происходит новое
рождение.
События Просветления Будды, приведенные во "Введениях к джатакам", происходят
при жизни его, но между тем сохраняются детали, указывающие на действия и
явления, вытекающие из обрядов смерти: Сидхартха разделил пинду3 на сорок
девять шариков, съел их и в течение следующих семи недель не прикасался к еде.
В роще деревьев Сал, подойдя к дереву Боддхи, он попытался сесть под ним с
южной стороны, но она опустилась до ада Авичи, а северная поднялась до вершины
неба. То же произошло, когда он пришел на западную и северную сторону, но когда
Будда сел на восточной стороне дерева - земля не шелохнулась4. Только здесь
нашел Шакьямуни неподвижное место. И эта позиция обусловила исход поединка с
Марой5. Будда прошел через семь миров Майа, связанных в планетарную цепь, в
каждом из которых осуществлялось по семь состояний активной трансформации, что
в сумме дает сорок девять видов существования. Описание Просветления Будды
является приобретением сакрального статуса по законам инициации, - все это
говорит о космической природе его божественности.
Когда Шакьямуни обрел просветление, то счел своей обязанностью рассказать
обреченному миру о пути к вечному счастью. В священных текстах хинаяны
подчеркивается, что решение Будды проповедовать свое учение Дхарму было принято
после колебаний, вызванных опасениями, что его не поймут, поэтому он не
занимался проповедью абстрактных истин, а лишь говорил о методе, позволявшем
человеку самому достигать уровня видения истины и пройти путь внутреннего
переживания. Любое суждение о реальности высшего порядка должно быть основано
на собственном опыте, так как только таким образом обретенное знание имеет
ценность. Целью духовной практики стало изменение и преодоление ритма
человеческого сознания, что ведет к восприятию более глубокой реальности и
переживанию более высоких мировых уровней.
Будда не сообщает никаких откровений, но он показывает "срединный" или
благородный восьмеричный путь, что значит: правильные взгляды, стремление, речь,
поведение, образ жизни, направленность мысли и экстаз, - это и стало основой
буддийской морали.
"Срединный" путь должен быть пройден сознательно, открывая глаза и наделяя
разумом, ведя к прозрению высшей мудрости, к Нирване, к уничтожению страдания,
в отличие от первых двух путей: во-первых, привязанности к чувственным объектам,
страстям и удовольствиям и, во-вторых, аскетической практики самоумерщвления.
Он указывает, что состояние Просветленного сознания не следует искать ни в
сакральных книгах, ни в потусторонних мирах, — но только в самих себе, когда с
помощью усилия, тренировки и знания человек может выработать в себе силу и
добродетель, которые сделают его независимым от всех вещей и страданий,
избавление от которого является основным мотивом учения Будды. Никто не сможет
победить человека, если он сам победит себя.
Основой
|
|