|
ка.
8. В глубокой древности жил Садапрарудита, добившийся просветления. Он всего
себя отдал достижению просветления и не обращал внимания ни на славу, ни на
выгоды. Однажды с неба раздался голос:
"Садапрарудита, иди на восток. Иди прямо, никуда не сворачивая. Забыв о жаре и
холоде, не считаясь ни со славой, ни с позором, оставив в стороне добро и зло,
иди на восток. Тогда найдешь учителя и достигнешь просветления".
Садапрарудита обрадовался и пошел на восток, как указал ему голос с неба, ища
просветления. Он спал под открытым небом и в поле, и в горах. Переносил гонения
и оскорбления в чужих странах. Иногда он нанимался на работу и работал в поте
лица, чтобы добыть себе пропитание. И, наконец, он нашел настоящего учителя и
попросил его взять в ученики.
Как обычно говорят, много препятствий на пути человека, когда он хочет сделать
добро. И на пути Садапрарудиты, ищущего просветления, тоже было много таких
препятствий.
Чтобы купить пряности и цветы в подарок учителю, он решил наняться на работу,
но никто его не брал. Всюду, куда бы он ни пошел, его настигали подручные
дьявола. Путь к просветлению был поистине трудным и тернистым.
Получив священное учение от учителя, он не мог записать его, потому что у него
не было ни бумаги, ни туши. Тогда он взял нож, сделал надрез на своей руке и
кровью из раны записал истину, которую ему открыл учитель. Так он постиг святую
истину.
9. В глубокой древности жил мальчик по имени Судхана. Он тоже искал истину и
желал достигнуть просветления. Посетив рыбака, который ловил рыбу в море, он
узнал законы моря. От врача, лечащего людей, он узнал, что нужно иметь
сострадание к людям. А от богатого человека узнал, что каждая вещь имеет свою
ценность.
Посетив монаха, практикующего медитацию, он узнал, что его спокойная душа
накладывает отпечаток и на внешность, очищает души других и оказывает
удивительное воздействие на людей. А встретив женщину с благородной душой, был
удивлен ее готовностью служить на благо других. Встретив аскета, который не
жалея себя, подвергал себя испытаниям, чтобы добиться просветления, он понял,
что для того, чтобы добиться просветления, необходимо подниматься на острые
скалы, проходить через огонь. Так, мальчик понял, что если душа того пожелает,
все, что видят глаза, и все, что слышат уши, может стать его учением.
Он понял, что у слабой женщины есть душа, способная к просветлению, что у детей,
играющих на улице, есть свой мир. А от тихого и доброго человека узнал, что
душа, покорно подчиняющаяся законам природы, имеет разум.
И в курении фимиама есть учение Будды. И в искусстве украшения цветами есть
путь к просветлению. Однажды, отдыхая в лесу, он увидел, что из истлевшего
ствола дерева растет новый росток, и постиг истину бренности земного
существования.
Свет солнца днем и мерцание звезд ночью омывали душу Судханы, искавшего
просветления.
Мальчик всюду искал путь к просветлению, всюду он получал хорошие учения и
всюду видел формы просветления.
Поистине, для того, чтобы добиться просветления, нужно защищать крепость своей
души и украшать ее, И с благоговением, открыв ворота крепости души своей, надо
внутри беречь Будду, как свою святыню, надо возносить цветы веры, надо курить
фимиам радости.
Различные пути к просветлению
1. Человек, ищущий просветления, должен усвоить три науки, а именно: заповеди,
сосредоточение души и разума.
Что такое заповеди? Не только человек, ступивший на путь просветления, но и
всякий другой человек должен соблюдать эти заповеди. Он должен внимательно
следить за своим телом и душой, должен строго охранять подступы к пяти органам
чувств, должен чуждаться даже самых маленьких грехов, делать добро и добиваться
своего духовного совершенства.
Что такое сосредоточение души? Это значит избавиться от жажды, отдалиться от
недобрых дел и постепенно обрести душевный покой.
Что такое разум? Это значит - знать четыре истины. Истины эти следующие: истина
страдания, истина причины страдания, истина уничтожения страдания и истина пути
к прекращению страдания.
Того, кто изучает эти три науки, называют учеником Будды.
Осел, который не похож на корову ни по внешнему виду, ни по голосу, и не имеет
рогов, сколько бы ни говорил, что он корова, следуя за стадом коров, никто не
примет его за корову. Точно так же человек, который не изучает этих трех наук,
но говорит, что он ищет просветления и является учеником Будды, очень глуп.
Для того чтобы получить урожай осенью, крестьянин весной прежде всего пашет
землю, сеет семена, поливает поле и пропалывает. Точно так же человек, желающий
просветлеть, должен непременно изучать три науки. Сколько бы крестьянин ни
желал, чтобы семена, посеянные им сегодня, сегодня же проросли, завтра бы дали
колос и послезавтра бы можно было собирать урожай, это невозможно. Точно так же
человек, ищущий просветления, не может сегодня избавиться от мирских страстей,
завтра избавиться от привязанностей и послезавтра добиться просветления.
Семена, попавшие в землю, только после больших трудов крестьянина и смены
времени года дают всходы и наливаются зерном. Точно так же и ищущий
просветления, изучая заповеди, сосредоточение души и разума, постепенно
избавляется от мирских страстей, привязанностей и, наконец, достигает
просве
|
|