|
рый не может поблагодарить человека,
оказавшего ему любезность. Умный же человек всегда готов к благодарности. Он
всегда готов благодарить не только тех, кто оказал ему непосредственно
любезность, но и тех, кто заботливо относится к другим.
Учение Будды в древних притчах
1. В давние-давние времена было государство, где избавлялись от стариков. В
этом государстве любого человека, достигшего преклонного возраста, относили
далеко в горы и оставляли его там. Но один министр не мог бросить своего
старого отца. Он вырыл в земле глубокую яму, устроил в ней жилище и укрывал там
своего отца.
Однажды с неба сошел Бог и задал царю трудный вопрос: "Вот перед тобой две змеи.
Которая из них самец и которая самка? Не отгадаешь, сотру с лица земли твое
государство". Царь не знал, как отличить самца от самки. Никто этого не знал и
среди придворных. Тогда царь издал указ по всему государству и обещал щедро
вознаградить того, кто отличит самца от самки.
Министр рассказал отцу про загадку, заданную царю Богом. "Эта загадка простая.
Надо положить обе змеи на мягкую подстилку. Та змея, которая будет сильно
извиваться на подстилке - самец, а та, которая будет неподвижно лежать, — это
самка", научил отец.
Министр рассказал царю, как надо отличить самца от самки. Так была загадка
отгадана. Бог начал задавать новые, более трудные загадки. И царь, и его
придворные не могли отгадать их. Но министр с помощью мудрого отца смог все их
решить.
Вот эти вопросы и ответы на них.
"Про кого говорят, что он бодрствует, когда спит, и что он спит, когда
бодрствует?"
"Это про человека, который идет по пути просветления. Про человека, не знающего
об этом пути и спящего, обычно говорят, что он бодрствует. А про человека,
знающего этот путь и бодрствующего, говорят, что он спит". "Как определить вес
огромного слона?" "Надо слона посадить в лодку и сделать отметку на том месте,
до которой лодка погрузится в воду. Затем ссадить слона и в ту же лодку грузить
камни до тех пор, пока лодка не погрузится до сделанной отметки. А потом
взвесить вес камня, погруженного в лодку".
"Что значит, одна чашка воды больше большого моря?" "Если с чистой душой
зачерпнуть воды и напоить ею старых родителей или больных, эта добродетель
вовек не забудется. Сколько бы ни было воды в большом море, она может
истощиться, а добро нет. Поэтому говорят, что чашка воды больше моря".
Тогда Бог призвал худого человека, у которого были только кости да кожа. Худой
человек спросил:
"Есть ли на свете люди, голодающие больше, чем я?" "Есть. Если у человека
черствое сердце и бедная душа, он не верит в три сокровища, а именно: в Будду,
в Дхарму и в Сангху, не уважает своих родителей и учителей, его душа не только
голодная, но и в возмездие в ином мире ей суждено стать претом, то есть
голодающим духом, и долгое время страдать в нечеловеческих муках".
"Вот тебе доска квадратной формы из сандалового дерева. С какой стороны она
ближе к корню?" "Если положить эту доску в воду, одна сторона должна намного
больше погрузиться в воду, чем другие. Она и ближе к корню".
"Вот перед тобой две лошади, совершенно одинаковые. Это мать и ребенок. Как их
отличить?" "Надо дать им травы. Мать непременно будет подкладывать траву своему
детенышу. Поэтому их сразу можно различить".
Выслушав ответы на эти вопросы, Бог порадовался. Порадовался и царь. Когда царь
узнал, что это ответы мудрого отца министра, спрятанного в яме, он издал указ,
чтобы больше не избавляться от стариков, а уважать их.
2. В государстве Видеха в Индии царица увидела во сне белого слона с шестью
бивнями. Она захотела иметь эти бивни и попросила царя, чтобы он ей подарил их.
Царь, безумно любивший свою царицу, не мог отказать ей в этой просьбе. Он
объявил по всему государству, что щедро одарит того, кто знает, где находится
слон с шестью бивнями. Этот белый слон жил недалеко, в Гималаях. Он готовился
стать Буддой. Однажды он спас охотника. Вернувшийся на родину охотник увидел
царский указ. Узнав, что, тот кто знает о слоне, будет щедро одарен, он, забыв
о том, что слон спас ему жизнь, пошел в горы, чтобы убить его в взять бивни.
Так как он знал, что слон готовится стать Буддой, он, чтобы обмануть слона,
надел рясу и обрядился в монаха. В горах он нашел слона. И, когда тот отдыхал,
ни о чем не подозревая, выпустил в него отравленную стрелу.
Смертельно раненный, слон почувствовал, что пришла его смерть. Но он не
рассердился на предавшего его охотника, а жалея его, пленника мирских страстей,
спрятал его под собой, закрыв его своими ногами, чтобы защитить от разгневанных
товарищей, хотевших разорвать коварного охотника на клочки. Слон спросил
охотника, почему он покушается на его жизнь, и когда узнал, что тому нужны его
бивни, он сломал свои бивни о большое дерево и дал их охотнику. "Этим кончились
мои испытания. Теперь я смогу родиться в мире Будды. Когда я стану Буддой, я
прежде всего выну из твоего сердца три отравленные стрелы: жажды, гнева и
неразумия", - поклялся белый слон.
3. У подножья Гималаев в бамбуковых зарослях вместе с другими птицами и зверями
жил один попугай. Однажды поднялся сильный ветер. От трения стволов бамбука
друг о друга возник огонь. Раздуваемый ветром, огонь начал быстро
распространяться по всем зарослям, и начался большой пожар. Птицы и звери,
отрезанные огнем, закричали и завыли. Попугай, чтобы отблагодарить бамбуков
|
|