|
ал свой лоб. Он сильно ударил лоб, и алмазный камень
глубоко вошел под кожу на переносице, образовав в этом месте болячку. Силач
подумал, что он потерял алмаз. Он обратился к врачу, чтобы тот вылечил его
болячку. Врач же с одного взгляда понял, что болячка образовалась от того, что
глубоко под кожей находится алмазный камень. Он извлек этот камень и показал
силачу.
Точно так же сущность Будды у людей находится под толстым слоем пыли мирских
страстей, поэтому люди ее не замечают. Открывает им глаза на нее хороший
учитель.
Поэтому, хотя люди и имеют сущность Будды, из-за жадности, гневливости и
неразумия они и не подозревают о ее существовании. Их дела и возмездие за них
обрекают их на заблуждения. Но сущность Будды не теряется и не разрушается.
Когда устраняются заблуждения, она опять обнажается лучезарной звездой.
Как силач в притче нашел свой драгоценный камень благодаря врачу, так и люди
находят свою сущность Будды благодаря свету Будды.
3. Хотя коровы бывают бурой, белой, черной и других мастей, они все дают
одинаково белое молоко. Точно так же и люди: хотя они живут в разных условиях,
ведут разный образ жизни и получают разные возмездия за свои дела, у них у всех
одинаковая сущность Будды.
Например, в Гималаях есть драгоценная лекарственная трава, но она растет в
густых зарослях на самом низу, и поэтому люди не могут ее найти. В старину один
мудрец нашел лекарственную траву по запаху, сделал желоб и собрал в него
лекарство. Но после его смерти лекарство было забыто в горах, оно испортилось в
желобе и высыпалось наружу. Вкус его изменился.
Как и в этой притче, сущность Будды глубоко скрыта в густых зарослях мирских
страстей, и людям трудно ее найти. Но сейчас Будда раздвинул эти заросли и
показал им ее. Сущность Будды постоянна по своей сладости, но из-за мирских
страстей она кажется разной людям по вкусу и поэтому люди живут по-разному.
4. Сущность Будды такая же твердая, как алмаз, поэтому ее невозможно разрушить.
Хотя в песчинке или в камне можно проделать отверстие, в алмазе отверстие не
проделать.
Хотя тело и душу можно растлить, сущность же Будды невозможно растлить.
Сущность Будды - это лучшее качество человека. Люди считают, что мужчина выше
женщины и женщина ниже мужчины, но по учению Будды нет никакой разницы между
мужчиной и женщиной, оно учит только ценить сущность Будды.
Если расплавить неочищенное золото и удалить примеси, мы получим чистое золото.
Если расплавить неочищенное золото души человека и удалить примеси в виде
мирских страстей, в любом человеке обнажится одинаковая сущность Будды.
ГЛАВА IV. МИРСКИЕ СТРАСТИ
Скверна души
1. Сущность Будды в душе человека покрывают мирские страсти двух видов: страсти
ума и страсти чувств.
Все мирские страсти можно разделить на эти два вида, а их главными источниками
являются мрак и алчность.
Мрак и алчность могут породить любые страсти. Они - источники всех страстей.
Мрак - это невежество, непонимание истин. Алчность - это сильное желание,
источник привязанности к жизни. Это желание иметь все, что видит глаз и слышит
ухо. Это также желание, которое перерастает в желание смерти.
Из мрака и алчности рождаются такие мирские страсти, как жажда, гнев, неразумие,
неправильное толкование, обида, зависть, лесть, обман, высокомерие, презрение,
несерьезность и тому подобное.
2. Жажда возникает, когда человек, увидев то, что ему нравится, заражается
неправильной мыслью удовлетворить свое желание. Гнев возникает, когда человек,
увидев то, что ему не нравится, заражается неправильной мыслью подчинить своей
воле. Неразумие состоит в том, что из-за своего невежества человек не знает,
что ему надо делать и что ему не надо делать. Неправильное толкование — это
значит неправильно мыслить под влиянием неправильного учения.
Жажду, гнев и неразумие называют тремя огнями этого мира. Огонь жажды сжигает
человека, давшего свободу своим желаниям и потерявшего разум. Огонь гнева
сжигает человека, рассердившегося на покушающегося на жизнь живых существ.
Огонь неразумия сжигает человека, заблудившегося и не знающего учения Будды.
Поистине, на этом свете горят разные огни. Горят огонь жажды, огонь гнева,
огонь неразумия, горят огни жизни, старения, болезни и смерти, а также огни
беспокойства, печали, страдания, мучения и многие другие огни. Эти огни мирских
страстей жгут не только заблудившихся, они причиняют страдания и другим и
вызывают дурные поступки плоти, языка и души. Более того, гной, образовавшийся
на ожогах от этих огней, заражает других людей и совращает их на путь зла.
3. Жажда рождается из чувства удовлетворить себя, гнев – из чувства
неудовлетворенности, и неразумие - из нечистых помыслов. Хотя жажда сама по
себе небольшой грех, освободиться от нее нелегко. Хотя гнев сам по себе грех
большой, освободиться от него просто. Неразумие же является большим грехом и
освободиться от него трудно…
Поэтому люди должны, увидев или услышав то, что им нравится, мыслить правильно,
увидев то, что им не нравится, вооружиться терпением и всегда мыслить правильно,
гася тем самым эти три огня. Если люди будут иметь правильную, чистую и
бескорыстную душу, мирские страсти им будут неизвестны.
4. Жажда, гнев и неразумие подобны жару больного. Любой человек, если у него
будет жар, будет бредить и плохо спать, в какой бы красивой и большой комнате
он ни лежа
|
|