|
твующее непостоянно,
все есть страдание, все меняется. Четвертая истина - нет ни "я", ни ничего
"моего".
То, что все непостоянно, все меняется, ни в чем нет собственного "я", — это
непреложная истина, независимо от того, появился Будда в этом мире или нет.
Будда понял эту истину, постиг ее и начал учить людей этой истине.
Душа
1. И заблуждение, и просветление порождаются душой, все на свете - результат
деятельности души. Точно из рукава мага, все может появиться из нее.
Изменения души бесконечны, ее возможности безграничны. Так, оскверненная душа
создает вокруг себя оскверненный мир, а чистая душа - чистый мир. Внешний мир
может всячески меняться в зависимости от души.
Картины создаются художником, а внешний мир создается душой. Мир, создаваемый
Буддой, чист и свободен от мирских страстей, а мир, создаваемый человеком,
осквернен и полон мирских страстей.
Душа, как искусный художник, создает различные миры. Нет ничего в этом мире,
что бы не могло быть создано душой. Такой же способностью души обладает и Будда.
Такой же способностью Будды обладают и люди. Поэтому в создании мира нет
различий между душой, Буддой и людьми.
Будда правильно понимает, что все на свете создается душой. И тот человек,
который понимает это, может увидеть истинного Будду.
2. Однако душа все время боится, печалится и переживает. Боится того, что уже
произошло, и боится того, что еще не произошло. Потому что в душе царят мрак,
невежество и болезненная привязанность.
Из такой невежественной и жадной души рождается мир заблуждений. Все причины
мира заблуждений заключаются, в конце концов, в самой душе.
Так как и рождение, и смерть происходят только из души, если погибнет душа,
порождающая заблуждение о жизни и смерти, исчезнет вместе с ней и это ошибочное
представление.
Мир заблуждений происходит из души. Так как смотрят на мир глазами
заблуждающейся души, мир становится полным заблуждений. Когда человек поймет,
что мир заблуждений не может существовать безотносительно к душе, он
освободится от осквернения и достигнет просветления.
Таким образом, этот мир направляется душой, ведется душой и управляется душой.
Если эта душа заблуждается, то мир этот полон заблуждений и страданий.
3. Все на свете создается душой, подвластно душе и состоит из души. И человека,
который говорит и поступает с оскверненной душой, всегда сопровождают страдания,
точно так же, как за коровой следует повозка.
Но если человек будет говорить и поступать с доброй душой, его будут
сопровождать удовольствия, точно так же, как тень следует за своим хозяином.
Человек, совершающий дурные поступки, страдает в этом мире от того, что делает
дурное, и будет страдать в последующем мире еще больше, получив возмездие.
Человек, совершающий добрые поступки, получает удовольствие в этом мире за то,
что делает добро, и будет получать удовольствия в последующем мире, получив
воздаяние.
Если душа затуманится, дорога перестанет быть ровной и человек начнет
спотыкаться. Если же душа чистая, дорога всегда ровная и гладкая.
Человек с чистым телом и душой разрывает сети дьявола и идет по земле Будды.
Человек со спокойной душой обретает покой и день и ночь будет совершенствовать
свою душу.
Истинное положение вещей
1. Так как все в этом мире создано по стечению обстоятельств, не существует
различий между вещами. Но люди усматривают между ними различия, это их
предубеждение.
У неба нет ни запада, ни востока, но люди делят его на запад и на восток и
думают, что так оно и должно быть.
Числа существуют от единицы до бесконечности. Все это целые числа, и в
количестве нет различий, нет ни большего количества, нет ни меньшего количества.
Это только люди делят числа на большие и маленькие из удобства и желания
отметить различия.
Вообще нет ни процесса жизни, ни процесса гибели, люди усматривают жизнь и
смерть. Точно так же сами поступки не бывают ни хорошими, ни плохими, но
человек делит их на хорошие и на плохие. Это предубеждение человека.
Будда же ни в чем не усматривает различий. Он рассматривает мир, как облако,
плывущее в небе, как призрак, и знает, что все, чего желает душа, и все, чего
не желает душа, - все это пустое, не имеет субстанции. Он свободен от всяких
желаний души.
2. Из-за желания души жить удобно и хорошо люди привязываются ко всему на свете.
Они привязываются к богатству, привязываются к состоянию, к славе, к жизни.
Люди привязываются ко всему: к тому, что есть и чего нет, к добру и злу, к
правильному и неправильному, и оттого заблуждаются и страдают.
Жил-был один человек. Отправившись в долгое путешествие, он пришел однажды к
большой реке. "На этом берегу опасно, но на том опасности нет", - подумал он.
Он связал плот и на нем благополучно переправился на противоположный берег.
Достигнув безопасного берега, он решил: "Этот плот благополучно переправил меня
на этот берег. Он очень мне помог. Поэтому я его не брошу, а понесу на своих
плечах".
Правильно человек поступил с плотом? Нет, неправильно.
Эта притча учит: "Даже к правильному не следует иметь привязанности, надо
отказаться от него. Тем более с неправильным. Надо сразу от него отказываться".
3. Все, что нас окружает в этом мире, ниоткуда не приходит и никуда не уходит,
н
|
|