|
рождается и не погибает, и, значит, нельзя его ни приобрести, ни потерять.
Будда учит: "Все на свете свободно от понятий "есть" и "нет". Поэтому нельзя
сказать, что вещи есть, и нельзя сказать, что их нет. Они не рождаются и не
погибают". Это и значит, что все на свете создается по стечению обстоятельств и
не имеет своей субстанции, поэтому нельзя сказать, что они существуют на самом
деле, нельзя сказать, что их нет.
Если, увидев вещи, привязываешься к ним, это причина заблуждения души. Если,
увидев вещи, не привязываешься к ним, в душе не возникнет желания. Просветление
— это значит постичь эту истину и избавиться от желаний души.
Поистине мир, как сон. Сокровище тоже, как призрак. Все как на картине. Хотя мы
видим низкие и высокие места на ней, на самом деле их нет, они нарисованы на
одной плоскости. Все на свете, как струящийся от жары воздух.
Верить в то, что все, что создано по стечению неизмеримых обстоятельств,
существует вечно, - это ошибочный взгляд, называемый "теорией вечного
существования". С другой стороны, верить в то, что все это исчезнет, - тоже
ошибочный взгляд, называемый "теорией несуществования".
Все эти категории вечной жизни и смерти, существования и несуществования — не
истинное положение вещей. Это только так кажется человеку из-за его
привязанности к ним. На самом деле, все на свете существует независимо от
привязанностей человека.
Так как все на свете создано по стечению обстоятельств, все меняется. Вещи не
имеют субстанции и потому не могут быть вечными и постоянными. Так как они все
время меняются, они как призрак, как струящийся от жары воздух. Одновременно с
этим они истинны. Они вечны в своем намерении.
Река человеку кажется рекой, но для прета, то есть для голодного духа, для
которого вода означает огонь, она не река. Поэтому нельзя сказать, что "есть"
река для прета и что "нет" реки для человека.
Точно также ни о чем нельзя сказать, что они есть или что их нет, ибо все это
призрак.
Более того, так как помимо этого призрачного мира нет ни реального мира, ни
вечного мира, нельзя сказать, что этот мир условный и временный. Нельзя сказать,
что этот мир реальный.
Люди думают, что причины ошибок заключаются в этом мире, но если этот мир уже
призрак, он не может вызывать желания души у человека и вводить его в ошибку.
Люди же впадают в эту ошибку по своей глупости, потому что они не знают этой
истины и считают этот мир или условным и временным, или реальным.
Умный же человек постигает эту истину, рассматривает призрак как призраки не
впадает в эту ошибку.
Средний путь
1. Тот, кто следует учению Будды, должен избегать двух крайних образов жизни:
во-первых, предавания своим низменным желаниям, поддавшись им, во-вторых,
аскетической жизни, подвергая свое тело и душу всевозможным истязаниям.
Избегая этих двух крайних образов жизни, надо жить средним образом жизни,
который открывает духовные глаза, развивает разум и ведет к просветлению.
Что значит средний образ жизни? Это значит восемь правильных путей: правильные
взгляды, правильное мышление, правильные слова, правильные дела, правильный
образ жизни, правильные стремления, правильная память и правильное
сосредоточение.
Все в этом мире создается и разрушается по стечению обстоятельств и нельзя
сказать, что вещи существуют и не существуют. Одни глупые люди считают, что они
существуют, другие — что они не существуют. Но для людей с правильным разумом
все это вне существования и вне несуществования. Это и есть средний правильный
взгляд на вещи.
2. Представим, что у нас плывет большое бревно по большой реке. Если оно не
будет приближаться ни к правому, ни к левому берегу, не утонет на середине реки,
не будет выброшено на берег, не будет выловлено человеком, не будет вовлечено
в водоворот и не подгниет изнутри, оно в конце концов достигнет моря.
Тот, кто следует учению Будды, как это бревно, не должен привязываться к
внутреннему и внешнему, к существованию и несуществованию, к правильному и
неправильному, он должен избавиться от заблуждений, не должен думать о
просветлении, а должен плыть по середине реки. Это и есть средний взгляд на
вещи, средний образ жизни.
Для того, кто следует учению Будды, важно в своей жизни избегать крайностей и
всегда придерживаться середины.
Не следует привязываться к чему-либо, надо знать, что все на свете не создается
и не разрушается, не имеет определенных свойств. Не следует привязываться даже
к своим добрым делам, не следует привязываться ни к чему.
Не привязываться - это значит не держаться крепко за что-либо, не иметь
привязанности. Следующий учению Будды не боится смерти и не просит себе жизни.
Он не следует разным взглядам.
Когда человек привязывается к чему-либо, сразу же начинается его заблуждение.
Поэтому следующий по пути просветления не должен ни к чему привязываться, не
должен ни за что держаться, не должен ни чем увлекаться, не должен ни на чем
останавливаться.
3. Просветление не имеет определенной формы или цвета, чем бы оно могло
проявиться. Поэтому в просветлении нет того, что просветляется.
Так как есть заблуждение, есть и просветление. Если не будет заблуждения, не
будет и просветления. Без заблуждения не может быть просветления, без
просветления не может быть заблуждения.
Поэтому существование просветления становится помехой. Светить надо, потому что
есть мрак. Если не будет мрака, не надо светить. Не будет тогда ни света, ни
того, что надо освещать.
Поистине, тот, кто следует учению Будды, дос
|
|