|
ДюмБальз
НапЖук
ЕсенГаб
ГекГамл
МаксДост
ШтирлГюг
РобДрайз
ДжекИтак, мы определили 8 пар альтернативных признаков, по которым дуалы
дополняют друг друга.
Можно уверенно назвать еще два признака, общие для дуальных пар и отличающиеся
в квадре. Это — хорошо нам известный признак "рациональность-иррациональность"
(в каждой квадре одна дуальная пара рациональна, другая — иррациональна).
Другой признак, общий для дуалов, но различный для дуальных пар в квадре, также
нам знаком: "левые-правые" в кольцах социального заказа ("социального
прогресса"). После того как были открыты знаки функций, этот признак приобрел
дополнительный смысл — у всех "левых" кольца начинаются со знака (+), у всех
"правых" — со знака (-).
левоеправоеДонДюмаГюгоРобик+-+--+-+-+-++-+-+-+--+-+-+-++-+-Чередование знаков
идет так, как это показано на схеме квадры Альфа. Для трех остальных квадр
читатель может построить аналогичные схемы самостоятельно.
Работа по окончательному определению всех 15 признаков еще не завершена. Не
следует поэтому считать окончательным всё, о чем здесь сказано. Но верно
схваченное общее направление дает здесь надежду на перспективность дальнейших
поисков.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Читатель, у которого хватило терпения добраться до конца книги, наверное, уже
понял, что определение типа личности — не такое простое дело, как могло ему
показаться вначале. Действительно, в настоящее время это скорее искусство, чем
наука, поэтому одна из насущнейших задач соционики — разработка надежной
системы определения типа личности.
Впрочем, дело не только в умении или неумении. Оказывается, что и опытные
соционики иногда испытывают затруднения с типированием. Это связано с тем, что
"чистые" типы встречаются редко, гораздо чаще на основной тип накладываются
свойства другого типа. Возможно, человек уже рождается с такой сложной
психологической структурой, а может быть, дополнительный типальный признак
нарабатывается под влиянием среды, семейных традиций, условий жизни... Чтобы
уверенно говорить об этом, необходима большая статистика, которой пока нет. Так
или иначе, но очень часто оказывается, что какие-то функции основного типа, не
входящие в ведущий блок, усилены. Тогда перед нами могут появиться, например,
этический Робеспьер, логический Дюма, сенсорный Дон Кихот, этический Джек,
интуитивный Гюго и т. д. Могут оказаться усиленными целые блоки, тогда говорят:
Достоевский типа Робеспьер (усилен блок — ) или Достоевский типа Гексли (усилен
блок — ) и др.
Найдены и другие факторы, приводящие к дополнительной дифференциации, в
частности, так называемые "психоформы". Они могут давать четыре вида одного и
того же соционического типа, причем взаимодействие типов в различных
психоформах подчиняется своим закономерностям. Некоторые соционики в своей
практической работе рассматривают до восьми вариантов основного типа и считают,
что только такой скрупулезный анализ способен правильно учесть все стороны
взаимодействия людей друг с другом.
Вот почему, в частности, автору хотелось бы предостеречь неискушенных читателей
от эйфории по поводу кажущейся простоты соционических методов. Научившись
худо-бедно определять социотип, некоторые (чаще всего молодые) люди с великим
энтузиазмом начинают раздавать советы направо и налево, а наиболее "деловые"
даже организуют кооперативы по консультированию (семейному, производственному и
т. п.). Чаще всего такие люди не имеют не только психологического или
педагогического образования, но и просто житейского опыта. Подобный
"соционический энтузиазм" не приносит ничего, кроме вреда; эти консультации в
лучшем случае бесполезны, в худшем — вредны. Людей нетерпеливых нам хотелось бы
особо предупредить, что тех сведений, которые содержатся в книге, совершенно
недостаточно, чтобы считать себя компетентным в человековедении. Даже
многолетние занятия соционикой не дают права человеку полагать, что, определив
тип, он всё знает о личности, поскольку соционика не может предусмотреть ни
культурный уровень человека, ни комплекс привычек, который он приобрел в
детстве, ни степень развитости каждой соционической функции. Скорее она
описывает наиболее вероятный стиль поведения человека в типичных ситуациях,
наиболее характерные реакции на определенные события.
Особую осторожность следует проявлять в тех случаях, когда два человека,
взаимодействие которых с точки зрения соционики неблагоприятно, не могут (и
более того, не должны) жить отдельно друг от друга. Больные члены семьи,
престарелые родители, "неблагополучные" дети входят как раз в эту категорию
случаев. На первый план здесь выступают моральные соображения, следовательно,
соционика в этом случае должна помочь разумно осознать все сложности совместной
жизни, сформировать стратегию и тактику общения и, в особенности, понять, что
нельзя предъявлять к человеку претензий там, где его поведение диктуется
логикой его психотипа. В этих случаях надо, по возможности, сократить общение
по "конфликтным" каналам. Убежать от человека, уйти от него, бросить его — это,
конечно, очень заманчивый и очень простой путь. Бывает, что без него и не
обойтись... Но в любом случае основным ориентиром для таких решений должен
оставаться нравственный принцип.
|
|