|
не столько активизируют друг друга, сколько выравнивают линию активности:
например, общение экстраверта и интроверта ведет к заметному уравновешиванию
активности первого и большей активности и открытости второго, что позволяет
последнему лучше ориентироваться в мире. Информация, которую дает второй со
своего "активного" кольца динамики на "пассивное" кольцо динамики первого,
позволяет ему понять многое из того, что он вряд ли сумел бы понять и оценить
самостоятельно.
Всё, что до сих пор было изложено в этой главе, касается модели "А" в ее, так
сказать, традиционном варианте. Автор этой книги однако, считает своим долгом
поделиться с читателем некоторыми своими сомнениями, а главное — предложить
свой вариант модели "А", более отвечающий, по его мнению, смыслу таких понятий,
как сознание и подсознание.
Действительно, сколько бы мы ни рассматривали упомянутую выше модель, остается
неясным, почему "пассивное" кольцо названо в этой модели подсознательным.
Психические процессы, скрытые в подсознании, как известно, в обыденной жизни не
осознаются. Но трудно себе представить, чтобы четыре из восьми функций, без
которых человеческая психика не может обойтись, оставались бы полностью
неосознанными. Такое предположение опровергается простейшими примерами. Можно
ли считать, что Гамлет и Есенин с в пассивном кольце не осознают отношения к
себе? Еще как осознают! Среди физиков-экспериментаторов типа Достоевского
нередки, например, такие, которые прекрасно работают руками, собирают установки
и делают это совершенно осознанно, несмотря на то, что расположена у них в
"витальном" кольце. Среди женщин этого же типа много рукодельниц, создающих
своими руками прекрасные вязаные изделия. А работяга-ЭСИ ? Многие Драйзеры
любят работать руками, тащат на свой огород доски, фанеру, с удовольствием
делают парники, выращивают рассаду; женщина-Драйзер постоянно скребет,
вылизывает, чистит в своей квартире, держит свой дом в образцовом порядке.
Похоже ли это на бессознательное проявление "черной" логики ? А разве умение
всё распределить во времени, составить план, прийти вовремя на помощь — не
сознательные действия Робеспьера (у которого также в "витальном" кольце)?
Также и среди Габенов и Бальзаков встречаются прекрасные теоретики, которые в
этом случае "задействовали" своего пассивного кольца и трудно предположить, что
они не осознают, что делают... А как можно представить себе разведчика-Штирлица
не анализирующим сознательно сложную ситуацию с помощью своего "витального"
кольца? И среди Жуковых, особенно женщин, встречаются такие, кто уделяет много
сознательной энергии уюту, комфорту и разве Драйзер не осознает свои ощущения
по этой же функции? Наконец, как представить себе Наполеона, Гексли и
Достоевского, которые не отдавали бы себе отчета в том, какие эмоции —
печальные или радостные — они переживают, несмотря на то, что их разместилась в
"витальном" кольце?
Итак, утверждение о якобы неосознанности психических процессов, управляемых
функциями "витального" (пассивного) кольца, представляется нам ошибочным.
Несомненно, что человек не может не осознавать каждую из восьми своих
психических функций, и, стало быть, оба кольца сознательны. Другое дело, что
преимущественная "вертность" усиливает одно из колец; сознание больше
ориентировано на то кольцо, которое в модели "А" расположено вверху. В
жизненной практике это означает, что, например, Штирлиц и Габен, оказавшись
теоретиками, скорее проявят интерес к практическому выходу своих исследований;
этими интересами будет определяться и сам выбор предмета разработок. А
Робеспьер — наоборот, с большим удовольствием займется абстрактной теорией, но
при необходимости не откажется и от практического дела, особенно, если оно
может дать материал для подтверждения его теорий.
Пойдем далее. В четвертой главе было показано, что направленность на объект
(экстраверсия) и на субъект (интроверсия), связана с тем, какое полушарие
головного мозга наиболее активно (не вообще, а именно по этому параметру).
Экстравертный взгляд на события осуществляется правым полушарием, интровертный
— левым. "Вертность" каждого кольца определяется по характеру функции,
действующей в самом сильном его канале, и в кольцах она всегда различна: если
верхнее экстравертно, то нижнее интровертно и наоборот. Естественно
предположить, что каждое кольцо определяется полушарием своей "вертности":
соответствующий центр правого полушария "запускает" экстравертное кольцо, а
левого — интровертное.
Экстраверсия и интроверсия не являются чем-то абсолютным. Каждый человек, при
определенных обстоятельствах, может проявить свойства противоположной
"вертности": при необходимости интроверты могут объективно оценить события
внешнего мира, а экстраверты — внимательно проанализировать свое отношение к
происходящему. Правда, для этого они должны сделать определенное внутреннее
усилие, поскольку это противоречит их привычной психической установке.
Простейший опыт подтверждает сказанное: человек, которому зрительный образ,
увиденный мысленно, представился статичным, может "запустить" его и сделать
движущимся или, наоборот, "остановить", если он был в движении, т. е. он может
внутренним усилием перейти от "черной" интуиции к "белой" и обратно.
Исходя из только что сказанного, можно предположить, что психические функции
нижнего кольца отличаются от тех, что находятся в верхнем лишь тем, что требуют
дополнительной энергии для своей реализации, но все они несомненно принадлежат
к сфере сознания.
Такой подход придает иной смысл нижнему кольцу модели "А" — оно не
"бессознательно", оно лишь содержит то, на что обычно не направлено внимание.
Стало быть, если мы именно таким образом подойдем к объяснению модели "А",
тогда и любая функция нижнего кольца будет осознана, только слабее выражена.
|
|