|
правило, осознаются еще в детстве и, доведенные до автоматизма, превращаются в
стереотип поведения. Конечно, при определенных условиях они могут стать снова
предметом особого внимания. Случается это тогда, когда возникает нестереотипная
ситуация. Однако, не будучи приспособленным для решения задач такого рода,
"Суперэго" посылает информационный импульс на часть личности "Эго".
Таким образом, по Фрейду, в области сознания функционируют две части личности:
"Эго" и "Суперэго", а в области бессознательного — "Ид". Однако Фрейд указывал
на то, что в области бессознательного также могут наблюдаться социальные
ограничители, такие, например, как бессознательное чувство вины. По-видимому, к
этой же области функционирования бессознательного можно отнести и то, что Юнг
называет "коллективным бессознательным".
По Юнгу, "коллективное бессознательное" — это то, что накоплено всем
человечеством, что передается из поколения в поколение. При рождении ребенка
его психика не является чистой грифельной доской, а содержит в себе
определенные структуры — архетипы. Архетип — это форма без собственного
содержания, отпечаток ступни в окаменевшей породе, то, что организует и
направляет психический процесс. Архетип можно сравнить с сухим руслом реки, в
котором определен рельеф, но рекой ему суждено быть лишь тогда, когда потечет
вода (психические процессы). Архетипы проявляют себя в виде символов (крест), в
мифах, традициях, а также представлениях о Боге даже у самых примитивных племен
с низким социальным развитием. Следуя принятой выше терминологии, естественно
назвать эту функцию "Суперид".
Резюмируя вышесказанное, структуру личности можно изобразить такой схемой:
СуперИД (Определяются социальными требованиями) СуперЭГОКоллективное
бессознательное, бессознательная самокритика и совесть Судья или цензор его
деятельности, хранилище моральных установокИд (Определяются биологическими
потребностями) ЭгоБиологическая сущность - то, что не отличает человека от
животного, реагирyeт на физиологические потребности Осознает внешний мир,
стремится к удовольствию, переводит информацию любого вида на уровень
логического мышленияп о д с о з н а н и е с о з н а н и еЮнг мыслил отношение
бессознательного к сознательному как компенсаторное. Это проявляется, в
частности, в том, что у экстравертированного типа всегда есть искушение
пожертвовать собой в пользу объекта; ассимилировать себя с объектом. Тогда, для
дополнения, установка бессознательного имеет свойство интровертированного
характера. Она концентрирует энергию на субъективном моменте, то есть на всех
потребностях и побуждениях, которые подавлены или вытеснены слишком
экстравертированной сознательной установкой. Слишком экстравертированная
установка может в такой степени не считаться с субъектом, что последний
приносится в жертву внешним обстоятельствам. Это может кончиться "бунтом"
бессознательного в виде грубого эгоизма, который в итоге способен парализовать
сознательное действие. Выдающееся свойство бессознательных тенденций
заключается в том, что именно по мере того, как они лишаются своей энергии
сознательным непризнанием, они могут принять разрушительный характер как только
компенсация нарушится. У экстравертов поэтому часто наблюдаются истерические'
неврозы. Если установка бессознательного компенсирует установку сознания,
человек находится в психическом равновесии.
Такой же подход правомерен и для интровертов. Для компенсации субъективной
установки в сознании подсознание настраивается на восприятие объективного мира.
Это проявляется в том, что объект и объективное данное оказывают на человека
чрезвычайно сильное влияние, которое тем более непреодолимо, что оно овладевает
индивидуумом бессознательно и благодаря этому навязывается сознанию без всякого
противодействия. Вследствие сознательного стремления к независимости от объекта
в бессознательном возникает компенсаторное отношение к объекту, которое
проявляется как необходимая и непреодолимая связь с объектом. Чем больше
сознательная личность старается обеспечить себе всяческую свободу,
независимость от обязанности, тем более попадает она в рабство объективного
данного. Свобода духа, к примеру, может быть привязана на цепь постыдной
финансовой зависимости (Бальзак прятался от своих кредиторов). Независимость
поступков интроверта время от времени отступает перед влиянием общественного
мнения. Против воли субъекта, объект постоянно напоминает о себе, преследует
его. Именно из страха перед объектом развивается своеобразная трусость
интровертов перед публичными выступлениями, боязнь высказать свое мнение.
Интроверт сильно боится попасть под влияние других людей. Ему всегда необходима
огромная внутренняя работа, чтобы уметь себя сдерживать. Типичная форма невроза
— психастения, болезнь, которая характеризуется, с одной стороны, большой
чувствительностью, а, с другой, — истощаемостью и хроническим утомлением.
МОДЕЛЬ "А"
Во избежание недоразумений, мы считаем необходимым предпослать этой главе
небольшую преамбулу.
Дело в том, что именно здесь мы вступаем в опасную область предположений,
догадок и не до конца подтвержденных гипотез. Большая часть этого материала —
скорее стартовая площадка для дальнейших исследований, ориентир для движения
вперед, но вряд ли он может служить надежной теоретической базой. Цель же при
создании модели "А" была и смелой, и всеобъемлющей: представить себе
взаимодействие всех восьми психических функций и, кроме того, охватить все
известные нам области человеческого сознания, представив это в виде единой
формулы-схемы. Любого психолога-практика, очевидно, способна смутить сама
постановка такой задачи. Но какой бы безумной ни казалась идея, — давайте будем
терпеливы и внимательно изучим ее возможности.
В модели Юнга (модель "Ю") в характеристике каждого типа использованы четыре из
|
|