|
(-) абстрактность, всеобщность, универсальность, система, классификация,
типология, общие закономерности, объективность, истина, справедливость, анализ,
логика науки, критерии. (на первом месте эта функция у Робеспьера)
5. "Черная" интуиция, интуиция возможностей :
(+) перспективы, возможности, положительный потенциал, суть, сущность, принципы,
новые идеи, выдвижение гипотез, теория, проницательность, интерес,
оригинальность, необычность, фантастичность, вера; (на первом месте эта функция
у Дон Кихота)
(-) бесперспективность, альтернатива, отрицательный потенциал, отсутствие сути,
бессмысленность, парадокс, забытое старое, серость, заурядность, подавленные
возможности, неверие, сенсация. (на первом месте эта функция у Гексли)
6. "Белая" интуиция, интуиция времени :
(+) будущее, изменение ситуации во времени, предсказание,-предвидение,
постепенное развитие, эволюция, плановое восхождение, динамика перемен,
временной поток, воображение, непротиворечивость, незаметные перемены — шаг за
шагом, схождение, конвергенция; (на первом месте эта функция у Бальзака)
(-) прошлое, учет ошибок, избегание опасности, тревожность, смутное
беспокойство, назревание кризиса, революция, скачок во времени, умение
застраховаться от неприятностей, резкие сдвиги, противоречивость, момент
решительных действий, расхождение, дивергенция. (на первом месте эта функция у
Есенина)
7. "Черная" сенсорика, волевая :
(+) - удержание власти, неподчинение, защита, оборона, ответный удар,
контратака, твердость, отстаивание своих интересов, волевое давление снизу
вверх, сила воли, обладание; (на первом месте эта функция у Наполеона)
(-) захват власти, подчинение, нападение, агрессия, атака, инициатива,
настойчивость, требовательность, волевое давление сверху вниз, утверждение
своих интересов за счет других, свержение, слабость, безволие, овладение. (на
первом месте эта функция у Жукова)
8. "Белая" сенсорика, сенсорика ощущении .
(+) приятные ощущения, комфорт, удобство, гармония, красота, привлекательность,
отдых, здоровье, расслабленность, хорошее самочувствие, удовольствие,
наслаждение, чувствительность; (на первом месте эта функция у Дюма)
(-) неприятные ощущения, дискомфорт, неудобство, дисгармония, безобразие,
непривлекательность, усталость, напряжение, болезнь, плохое самочувствие,
страдание, боль. (на первом месте эта функция Габена)
СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ
В этой главе мы попытаемся конспективно представить взгляд на структуру
сознания с точки зрения классического психоанализа. В тексте, исключительно из
соображений точности, сделаны прямые заимствования (главным образом, из книги К.
Юнга "Психологические типы"). Сведения, здесь изложенные, понадобятся нам для
соответствующих разделов следующей, 12-й главы.
ЭГО И ИД. СУПЕРЭГО И СУПЕРИД
Как обобщение своей терапевтической практики Фрейд предложил теоретическую
модель структуры личности человека. В соответствии с этой моделью структура
личности включает три части: "Ид", "Эго" и "Суперэго". Тесно взаимодействуя
друг с другом, каждая из частей выявляет свои специфические функции.
"Ид" — первоначальная, основная, центральная и наиболее архаичная часть
личности. "Ид" содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что
заложено конституцией, инстинктивное. "Ид" — наша биологическая сущность, то, в
чем мы не отличаемся от животных. Оно служит источником психической энергии,
оно руководствуется принципом удовольствия и оно, вместе с тем, бессознательно.
Однако безоглядная тяга к удовольствию, не учитывающая реальных условий,
привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе онтогенеза у человека
сформировалось "Эго" как сознательное начало, действующее на основании принципа
реальности и выполняющее функцию посредника между иррациональными стремлениями
"Ид" и требованиями общества, воплощенными в "Суперэго".
Итак, сознательная жизнь протекает в "Эго" посредством активной деятельности.
"Эго" способно перестроить этот мир себе на пользу, оно развивается из "Ид" и,
в отличие от последнего, находится в контакте с внешним миром. Фрейд сравнивал
отношения "Эго" и "Ид" с отношениями между всадником и лошадью. Всадник должен
сдерживать и направлять лошадь, иначе он может погибнуть, но движется он только
благодаря движению лошади. Находясь между властными побуждениями "Ид" и
ограничениями "Суперэго", "Эго" стремится выполнить свою охранительную задачу,
восстановить гармонию между различными силами и влияниями, действующими на
человека извне и изнутри. Можно сказать, что если "Ид" реагирует на потребности,
то "Эго" — на возможности. Между "Эго" и "Ид" может возникнуть отношение
напряженности, поскольку "Эго" должно сдерживать требование "Ид" в соответствии
с установками общества. Эта напряженность субъективно переживается как
состояние тревоги, беспокойства, вины.
"Суперэго" — это своеобразная моральная цензура. Содержанием этой системы
являются нормы и запреты, принятые личностью. "Суперэго" — уровень,
представляющий в психике социальные нормы и правила поведения, уровень должного.
Он складывается из запретов, выработанных в совместной жизни людей, и
ограничений, налагаемых на способы удовлетворения биологических потребностей.
Фрейд указывает на три основные функции "Суперэго", три проявления его сути —
совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.
В большой мере функционирование "Суперэго" зависит от того, какие ценности
являются общепринятыми в данном обществе, каковы нормы социума. Нормы эти, как
|
|