|
позволяющая осуществлять экспансию во внешнем мире. "Логика деловая" — сфера
конструктивного, рационального действия. С логикой как с наукой она никак не
связана. Но зато "логика отношений", безусловно, царствует в области научных
теорий, всякого рода абстракций и обобщений. Что касается "интуиции", то это
понятие, пожалуй, наиболее адекватно своему общеупотребимому смыслу.
Иногда в соционической терминологии используют цвет соответствующего символа и
тогда говорят: "черная интуиция", "белая логика" и т. д.
Соответствующим образом мы будем обозначать и психический тип человека, у
которого преобладает та или иная функция. Человека, обращенного преимущественно
к миру материальных объектов , объективных идей , назовем логиком; того, кто
выражает себя в чувствах , воспринимает чьи-то симпатии и антипатии , назовем
этиком. Человека, ориентированного на окружающее пространство, на овладение им
или на ощущения назовем сенсориком, а того, кто способен улавливать
потенциальные возможности объекта или хорошо прогнозирует события , — интуитом.
Еще раз следует подчеркнуть: все вышеописанные функции, конечно, опираются на
психические процессы (поэтому мы и будем в дальнейшем продолжать называть их
психическими), однако они имеют в виду, собственно, образ действий, связанный с
передачей и приемом информации.
Такая трактовка юнговских функций вносит существенные коррективы в систематику
Юнга (соционики, которые еще плохо отдают себе в этом отчет, неизбежно приходят
к теоретической путанице). Юнговские функции можно связывать с соционическими
только по признаку их общей смысловой концепции, но не буквально. Именно в этом
контексте мы их здесь и сравниваем, отдавая себе каждый раз отчет в том, что
Юнг не помышлял ни о "волевой сенсорике", ни о "деловой логике", ни об "этике
отношений". Более того, сам механизм интроверсии-экстраверсии понимается в
соционике скорее информативно, нежели психологически, и с идеями К. Юнга далеко
не во всём согласуется. Вдумчивому читателю, которого интересует именно
теоретическая часть соционики, мы рекомендуем всё время по ходу дальнейших
наших рассуждений учитывать это обстоятельство.
Теперь обратимся к моделям, с помощью которых можно описать психику человека,
руководствуясь указанными выше свойствами. В соционике используются две модели;
обе они принадлежат А. Аугустинавичуте, но, поскольку первая из них наиболее
близка к идеям Юнга, ее принято называть модель "Ю". Вторая (модель "А") —
самая полная, в нее входят все 8 функций. На ней мы остановимся позднее, а
сейчас рассмотрим первую модель.
МОДЕЛЬ Ю
Согласно этой модели, человеческая психика есть результат совместного действия
четырех "каналов связи". Условимся именовать их по номерам по мере убывания
силы действия: с самого сильного до самого слабого. Каждая из функций занимает
"свой" канал, не повторяясь ни в одном из них.
I. Первый канал — самый мощный, в наибольшей мере определяющий психический тип
человека. Если это экстраверт — канал занят "черной" функцией, если интроверт —
"белой". Психическая функция Первого канала связи — именно та область, где
индивид в наибольшей степени уверен в себе, легко ориентируется, спокойно
переносит критику и шутки в свой адрес. По этому каналу человек получает
наиболее полную и объективную информацию о мире. Его мысли, его действия и
часто его профессия так или иначе зависят от вида функции, действующей в его
Первом канале.
II. Второй канал называют "продуктивным", или "творческим". Это — доминантная
сфера, область активного действия, направленного вовне. Творческие возможности
человека всегда согласуются с функцией, действующей в этом канале: "черная"
этика означает желание разделить с другим человеком его радость и горе,
посочувствовать ему, вдохновить его, "белая" сенсорика стимулирует к созданию
комфорта и уюта, "белая" логика увлекает на создание новой теории и т. д.
III. Третий канал: тут есть стремление (чаще всего неосуществимое) видеть себя
в согласии с миром и с самим собой. Но этот канал (как и вообще любой
управляющий канал) не обладает слишком сильной энергетикой, так что давление,
оказываемое в этой области, человек воспринимает весьма болезненно. Психическая
функция, размещенная здесь, оказывается в результате весьма уязвимой для
постороннего "вторжения". Вот почему Третий информационный канал обозначают
иногда как ТНС ("точка наименьшего сопротивления").
IV. Четвертый информационный канал называют обычно суггестивным, ибо по этому
каналу человек в наибольшей степени внушаем. Психическая функция, здесь
действующая, — самая слабая из четырех; человек весьма неуверенно по ней
ориентируется, и коррекция ему, естественно, необходима. Однако на сознательном
уровне он почти безразличен к информации в данной области и довольно слабо ее
воспринимает.
Попытаемся теперь дать представление о том, как "работают" соционические
функции в конкретных случаях. Рассмотрим модель "Ю" для двух психологических
типов: оба они экстраверты, но один — сенсорно-этический, а другой —
интуитивно-логический.
Канал связи №I.Сенсорно-этический экстравертII. Интуитивно-логический
экстравертIIIIIIIVПервый (к этому психологическому типу принадлежит М. С.
Горбачев) обладает лидерскими качествами, настойчивый в достижении цели, хорошо
ориентируется в обстановке, быстро реагирует на ее изменение. (Это
соответствует "черной сенсорике" в Первом, самом сильном канале). Любит
вдохновлять окружающих на какие-то действия, вести их за собой, немедленно
реагирует на перемену настроений в аудитории и успешно меняет эти настроения,
легко манипулирует людьми. ("Белая" этика во Втором, творческом канале
красноречиво свидетельствует об этом). Когда речь идет о реальной расстановке
|
|