Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Соционика :: АУШРА АУГУСТИНАВИЧЮТЕ :: Аугустинавичюте А. - Соционная природа человечества и асоционность общества
 [Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-
 
Аугустинавичюте А.
Соционная природа человечества и асоционность общества
Люди отличаются типом информационного метаболизма (ИМ). То есть тем, что при 
прочих равных условиях (интеллект, образование, ситуация), получают разную 
информацию. В основе явления лежит то, что информация, которую человек получает 
о разных аспектах мира, отличается степенью осознанности. Если, например, 
какой-то тип ИМ наиболее осознанно воспринимает информацию по аспекту А и Б, а 
наименее осознанно - по В и Г, то рассуждать и советы другим людям давать от 
тоже склонен по аспектам А и Б. А вот по аспектам В и Г он ожидает советов от 
других. Иначе в его контактах с окружающим миром появятся ошибки. Другой тип, 
наоборот, более сознательно воспринимает информацию по аспектам В и Г 
окружающей действительности, а советов ожидает по аспектам А и Б. 
Всего таких типов информационного метаболизма (ИМ) насчитываем шестнадцать. Все 
вместе взятые они образуют социон. Социон - шестнадцать друг друга дополняющих 
типов ИМ - наименьшая единица человечества или модель общества в миниатюре. 
Социону присущи все типы межчеловеческих отношений и все основные 
закономерности общества, в т.ч. закон социального прогресса. 
В чем суть закона социального прогресса, благодаря какой пружине он действует? 
Социон образован из четырех колец социального заказа, объединенных попарно в 
два кольца социального прогресса, и каждое отдельное звено, то есть каждый тип 
ИМ находится в такой ситуации, что не может удовлетвориться достигнутым и 
волей-неволей служит прогрессу. У каждого типа ИМ в соционе есть свой идеал 
подражания, называемый нами социальным заказчиком. И у каждого есть 
последователь-поклонник, называемый приемником. Это и есть внутренняя пружина 
развития социона и всего общества. 
К очень похожим выводам в своих работах приходят и социальные психологи. Л.И.
Анцыферова недавно писала: "...в самих индивидах должны были сложиться 
природные основания, природные предпосылки устойчивых побуждений к общественной 
жизни, к установлению и расширенному воспроизведению межиндивидуальных, личных 
отношений..."1. Мы знаем немного больше, знаем, что этим природным основанием 
является соционная природа человека. 
В то же время социон образован из четырех бесконфликтных квадр. Каждая квадра - 
из активирующих друг друга диад. А каждая диада из дуализирующих, то есть 
дополняющих и уравновешивающих друг друга типов ИМ. 
Диада - натуральное объединение, необходимое для психосоматического здоровья 
человека. Недуализированная психика не способна организовать удовлетворение 
даже насущных биологических потребностей индивида. Квадра облегчает социальное 
функционирование, дает чувство социального признания. Это натуральный посредник 
между отдельной личностью и соционом. Социон, наверное, можно считать 
посредником между отдельными группами людей - микроколлективами - и крупными 
социальными объединениями. Как крупными производственными объединениями, так и 
всем обществом. Однако, увы, пока в жизни ничего похожего не наблюдается. 
Соционная природа человека в обществе проявляется лишь как тенденция, 
случайность или даже счастливые приключения человека, когда мелькнувшее чувство 
принадлежности к социону активизирует и наполняет чувством смысла жизни. 
Феномен мировой культуры, с нашей точки зрения, объясняется не творческими 
порывами и гением отдельных людей, а соционными законами развития и, прежде 
всего, законом социального заказа. Лишь благодаря ему и некоторым другим 
закономерностям социона, возможности человечества гораздо больше возможностей 
суммы образующих его людей. Если люди относились бы лишь к одному типа ИМ, ни о 
каком социальном прогрессе не могло бы быть и речи. Не появился бы даже язык. 
То, что называется законом простой кооперации, когда совместный одинаковый труд 
большого количества людей дает более высокую производительность труда, по 
сравнению с трудом людей, действующих в одиночку, тоже является результатом 
соционных закономерностей. Поэтому, как нам удалось заметить, если работают 
люди лишь одного типа, закон простой кооперации не действует! При попытке 
кооперировать появляется или расслабление (у интуитивных) или конкуренция и 
агрессивность (у сенсорных). Увеличения же производительности труда не 
замечается. 
Итак - социон - единица человечества и одновременно механизм прогресса общества.
 Соционные закономерности - закономерности функционирования общества, основа 
которых - разнотипность межчеловеческих отношений. Это и отношение дополнения, 
уравновешивающее психику отдельного индивидуума; и отношение активации, 
вносящее в общество здоровый дух задора и соревнования; и отношение конфликта, 
обеспечивающее каждому развитию необходимую противоречивость; и социальный 
заказ, и некоторые другие формы отношений. 

Противоречивость бытия человека
Человечество соционно. Соционно по своей природе. Но, к сожалению, этого нельзя 
сказать о реальном обществе, реальном социуме. В них соционность проявляется 
лишь как непознанная человеком и пока совершенно не управляемая закономерность. 

Человечество - организм, который наиболее оптимально действует, когда каждый 
человек - функционирующая составная часть социона. Чем больше людей, активность 
которых вплетается в активность общества не через социон, тем больше "лишних" и 
"полулишних". Так они себя и чувствуют. 
Общество пока не обеспечивает человека необходимыми ему соционными связями или 
обеспечивает не всех, а только "удачников", людей, о которых говорят, что "им 
повезло", что они у них есть выбор, с кем жить и с кем работать. Остальные - 
большинство - не чувствуют этой живительной силы соционного водоворота. 
Почему время от времени какому-либо диктатору удается объединить людей под 
своей эгидой? Потому, что он ломает устоявшиеся социальные связи, потому, что у 
людей появляется надежда на улучшение своих отношений с социумом. Надежда на 
возможность почувствовать свою соционность, причастность к настоящему живому 
социуму. Человек соционен по своей природе и хочет эту свою соционность 
чувствовать на деле - иметь вокруг себя нужных ему людей и тех, кому он нужен - 
и справа и слева. Чувствовать их локоть и действовать вместе. В общем механизме.
 Не в любом механизме, а в таком, в котором чувствуют настоящую свою нужность, 
то есть в соционном механизме. Свою нужность легче всего почувствовать в 
объединениях, которые появляются добровольно и как бы стихийно, на что всегда 
есть условия при ломке старых форм жизни. Такие новые коллективы тем и 
привлекают, что в них объединяются, во всяком случае в первую пору, лишь 
подходящие типы ИМ. Человек не пойдет к тем, кому он не нужен. (Но это на 
первых этапах, пока не начинают действовать законы материальной 
заинтересованности и расчетливого карьеризма). Добровольно и как бы стихийно 
образующиеся объединения существенно отличаются от искусственно образованных, 
организуемых не по выбору участников, а "сверху". А "сверху" организуются все 
трудовые коллективы. При таком положении вещей соционная природа человека, его 
психика постоянно травмируются. Труд, который является биологической 
потребностью здорового человека, может превратиться и слишком часто 
превращается в пытку. А еще несовместимость в семье... 
Если бы соционной природе человечества хоть в определенной мере соответствовала 
бы соционная структурированность общества, развитие мировой культуры шло бы 
гораздо более быстрыми темпами, без потрясающих это развитие мировых 
катаклизмов. И человечество избавилось бы от большинства психосоматических 
хронических заболеваний, как оно уже избавилось от эпидемий. 
Отдельный человек является как бы самостоятельным и отличным от других 
"винтиком" социона. Но если его "вкручивают" не на положенное ему по его 
соционной природе место, а на любое другое - случайное, он используется не по 
назначению и скоро выходит из строя. Становится злым, нервным, больным. 

Плановое хозяйство
В настоящее время можно говорить об очень остром противоречии между соционной 
природой человечества и асоционной структурой групп и коллективов (семья, 
рабочий коллектив), из которых это общество слагается. В этом случае плановое 
хозяйство, по сравнению с капиталистическим, находится в одно и то же время и в 
лучшем и в худшем положении. С одной стороны, плановое хозяйство позволяет 
науке о человеке проникнуть во все области жизни более быстро и более глубоко и 
изменить эту жизнь. С другой - в плановом хозяйстве уже отсутствуют те 
натуральные регуляторы жизни общества, которые преспокойно действовали в 
условиях мелкотоварного и капиталистического товарного хозяйства. Например, 
если в предприятии частного предпринимателя человек попал на место, где он 
из-за своего типа ИМ не вписывается, вгоняет в депрессию и себя и других, от 
него очень быстро освобождаются или перебрасывают на участок, где он будет 
своим среди своих. Там это производится исключительно по инициативе 
руководящего персонала, который не может терпеть плохих отношений, потому что 
они уменьшают производительность труда. У нас похожие поступки руководителей 
называются волюнтаризмом и нарушением законов о труде. У них никакой 
руководитель не потерпит рядом с собой человека, с которым из-за 
несовместимости типов ИМ нельзя сработаться. У нас же приходится подолгу 
терпеть даже неподходящего секретаря. Получается, что пока наука в этой области 
не вступила в свои права, а воля отдельных людей уже перечеркнута, они не 
пользуются нужным доверием и нужными полномочиями, положение на 
капиталистическом предприятии регулируется легче, чем у нас. Это дает большую 
экономию человеческих нервов, прибавляет энергии, дает реальную возможность 
считать труд в коллективе основной потребностью человека, работать с азартом и 
удовольствием. 


"Меня не понимают"
На данном этапе развития и распространения научных знаний люди уже знают про 
свою социальную природу, но пока ничего не знают про соционную. При образовании 
любых социальных групп принимаются во внимание опыт, образование, воспитание, 
принадлежность к одной или другой социально-имущественной группе, но не тип ИМ, 
который часто является основой основ продуктивного взаимодействия людей. 
Это является причиной основной части внутренних противоречий и мучений человека,
 его "непонимаемости" близкими, его отчуждения от общества. Несомненно, 
какие-то противоречия и проблемы остались бы и соционно-структурированном 
обществе. Но что это за противоречия мы пока не знаем. Отчетливо известно лишь 
то, что они поведут к гораздо более непосредственному и быстрому развитию 
личности и общества, чем теперь, что это даст возможность избежать и 
психосоматических заболеваний и социальных смут. Как одно, так и другое, имеет 
свои причины в соционно не структурированном обществе. 


"Я есмь я"
Хотя соционная структура социума в реальной жизни проявляется лишь как 
тенденция и идеал, потому что соционы как структурные объединения не существуют,
 и соционные (а также квадровые и даже дуальные) связи между людьми реализуются 
лишь в случайных контактах, в информационно-энергетическом поведении каждого 
человека (формы активности, способы информирования других людей) наблюдается 
ярко выраженная тенденция вести себя в соответствии со своей соционной ролью. 
Свою роль семьянина, работника и т.п. индивид исполняет не как человек вообще, 
а как определенный тип ИМ. Хотя академическим психологам закономерности, 
изучаемые соционикой, не знакомы, они приходили и приходят к выводам, которые, 
по сути дела, ничем не отличаются от наших. Например, К.А.Абульханова-Славская 
показывает, что потребностью зрелой личности является необходимость 
последовательного проведения личностью своей определенной жизненной линии. 
То, в какой степени человеку удается отстаивать "свою линию", то есть, 
насколько открыто он может реализовать свой тип ИМ, определяется типами ИМ 
окружающих его людей и его социальным положением. Чем более подходящие типы его 
окружают и чем более высокое положение в обществе он занимает, тем в его 
поведении более открыто проявляется присущий ему тип ИМ, тем меньше человек 
насилует свою природу, делая уступки окружающим. С этой точки зрения самым 
высоким положением в обществе пользовался глава патриархальной семьи, который 
всегда был прав и который безоговорочно требовал от других членов семьи 
подчиниться диктату поведения той диады ИМ, к которой принадлежал сам. 
Несомненно, члены семьи, которые, относились к диаде или хотя бы квадре главы 
семьи, находились в гораздо лучших или даже прекрасных условиях самореализации, 
чем те, что относились к другим квадрам и информационно-энергетические 
проявления которых в одной или другой степени порицались и осуждались то с 
логической, то с моральной, то с эстетической точки зрения. Первые жили с 
чувством, что они полны разных добродетелей, а в других скапливалась агрессия. 
Одной из существенных причин того, почему человек в нашем обществе стремится 
"на верх", есть надежда на возможность лучше себя реализовать (прежде всего, 
свой тип ИМ) и за счет возможностей проявления своей воли и за счет возможности 
окружения себя "приятными людьми", т.е. людьми с определенными типами ИМ. 
В реальной жизни тип ИМ больше всего учитывается при подборе личных друзей. 
Чаще всего ими бывают активаторы и дополняющие. Для дружбы в определенной мере 
подходит миражное отношение, а также отношение суперэго и деловое. 


Брак
Для долговременной любви и брака по настоящему подходит лишь одно отношение - 
отношение дополнения. Лишь оно дает и полную сексуальную совместимость. Но 
таких браков мало, по нашим исследованиям, лишь около 30%. Нельзя утверждать, 
что браки заключаются слишком рано. Скорее уж - люди знакомятся слишком поздно, 
когда на проверку характера уже нет условий. И из-за слишком узкого круга 
знакомых -друзей, и из-за незнания законов психологической совместимости. 
Молодежь и не подозревает об их существовании. Кроме того, поздновато выбирать, 
подходит человек по характеру или нет, когда знакомятся зрелые люди, которые 
спешат, потому что им просто пора вступать в брак, которые лишь для того и 
знакомятся. Появления сексуального влечения в этом возрасте ожидать не 
приходится: оно постоянно наготове. Из-за человеческой потребности - кого-то 
любить и не быть одиноким, это влечение часто принимается за любовь, в которой 
быстро разочаровываются. Каждый от супруга ожидает не чего-то другого, а только 
полного психологического дополнения! То, что сексуальное влечение называется 
любовью, к роковым ошибкам особенно быстро приводит в тех социальных слоях, где 
первые сексуальные контакты воспринимаются как окончательное решение судьбы. 

Ступени структурализации
Первая степень соционной структурализации общества - дуализация отдельно взятых 
психик, то есть - кооперация в диадах. Вторая ступень - квадризация: желательно,
 чтобы в небольших производственных звеньях и малых коллективах все относились 
бы к одной квадре. Третья ступень - соционизация или надлежащая стыковка квадр. 

Соционно структурированным обществом можно назвать общество, в котором каждый 
тип ИМ обеспечен необходимыми для его правильного функционирования интертипными 
отношениями, прежде всего отношениями дополнения и активации, и в котором 
ничего не мешает действию закона социального прогресса, прежде всего, из-за 
обеспеченности всех индивидуумов заказчиками и приемниками. 


Дуальная природа человека
То, как именно психика воспринимает информацию, какие элементы ИМ более, какие 
менее осознаны, отражается на энергетическом метаболизме человека. Поэтому 
можно говорить не только о типе ИМ, но и о типе ЭМ. Лучшая иллюстрация к этому 
- склонность разных типов ИМ к заболеваниям разных систем организма. 
Когда изучает отношение дополнения (дуализации), видим, что один механизм ИМ 
дополняется и уравновешивается, или компенсируется, другим механизмом ИМ. Эта 
компенсация - обязательное условие непрерывности, ритмичности физического 
функционирования обоих организмов, то есть - обязательное условие успешного, 
ничем не нарушаемого процесса энергетического метаболизма. Поэтому, если 
отдельно взятого человека трудно назвать самостоятельной единицей ИМ, то 
называть его самостоятельной единицей ЭМ еще труднее. 
Каждый элемент ИМ не только отражает определенные аспекты объективной 
действительности, но и управляет отдельными системами организма: за каждым 
элементом ИМ стоят определенные меридианы. Условия их работы определяются типом 
ИМ и ЭМ человека. Под условиями работы понимаются условия реализации стоящих за 
этими меридианами систем организма. Дезинтеграция организма начинается с 
дезинтеграции систем, находящихся в худших условиях реализации. Поэтому можно 
сказать, что кооперация людей в диадах (как и в квадре или соционе) ни что иное,
 как кооперация меридианов. Или сложное взаимодействие систем инь и ян. 


Ключ зажигания
Феномен дуальности человека можно объяснить и таким образом: по- видимому, при 
наличии 16 типом ИМ и ЭМ есть только восемь типов присущего организму человека 
ритма или восемь типов реактивности организма. Точнее, основой дуализации 
является тождественность последовательности, в которой "раскручиваются" 
механизмы ИМ и ЭМ дуалов. Проявляется эта тождественность при любой совместной 
активности. Особенно явно она заметна в начале нового рабочего дня, когда слова 
и жесты одного служат как бы пусковым ключом зажигания другого. А также при 
сексуальных играх. По этому вопросу психологи - специалисты по семье Н. и А.
Обозовы в статье "Диагностика супружеских затруднений" пишут: "...для 
психофизиологического общения имеют значения не только чисто сексуальные 
характеристики партнеров (тип половой конституции, половая потенция и т.п.), но 
и ... реактивность организма, психодинамические характеристики поведения... 
Вследствие этого, причиной неудовлетворенности некоторых супругов является не 
сексуальный контакт в узком смысле слова, а форма эротических игр, проявление 
сексуальной заинтересованности...". Поэтому - добавим мы,- кто однажды попал в 
объятия дуала, не склонен менять их не что-либо другое. При отношении 
дополнения нет сексуально холодных людей. 

Братья наши меньшие
С точки зрения соционики, основное отличие между психикой человека и животных - 
в соционности. Психика вида homo sapiens представляется совокупностью 
шестнадцати особей людей различных типов ИМ. Психику животных полностью 
представляет одна единственная особь. Хотя вполне возможно, что у парных есть 
целых два типа ИМ. 
Мы не утверждаем, что у животных высшего порядка отсутствует тип 
информационного метаболизма. Наоборот. Только, нам кажется, что у них это 
врожденный видовой признак. У человека тип ИМ формируется в ранние детские 
годы; животное наследует родительский тип. 
Если это так, понятно, почему мозг человека так отличается по своему объему. 
Мозг животного просто экономнее и поэтому - меньше. В нем заложена возможность 
одного единственного типа ИМ. В мозгу же человека при рождении заложено восемь 
разных возможностей (восемь типов ИМ дают индивидуумы с одним расположением 
полушарий, восемь с другим, одна из которых реализуется под влиянием наиболее 
близкого ребенку взрослого). Это требует больших резервных площадей, которые 
потом используются для чего-то другого. 
По той же причине, организм животных более устойчив в отношении многих 
заболеваний. Из-за отсутствия соционной дополняемости они просто более 
самостоятельны, их меридианы работают более равномерно. Животное и лечится 
лучше человека, потому что отлично чувствует нарушение работы любого меридиана 
и чисто "инстинктивно" использует эффективные методы лечения: голод, лечебные 
травы и т.п. Она всем своим телом, всеми меридианами чувствует, что должно 
помочь. По-видимому, и нарушения функционирования отдельных систем организма 
они замечают намного раньше. 
Исследование модели ИМ человека показывает нам, что 16 типов ИМ - предел 
возможностей нашей модели дифференцированного отражения мира. Нет основания 
утверждать, что представители животного мира пользуются качественно другими 
моделями. Скорее всего, высшим животным присущи модели, степень дифференциации 
которых не отличается от человеческой. У животных более низкого порядка они, 
наверное, менее дифференцированы. 
С точки зрения сегодняшней соционики, человеку, по сравнению с другими 
животными существами, удалось сохранить все шестнадцать возможных типов обмена 
информацией с окружающим миров. В то время как за каждым видом животных 
закреплен лишь один. 
Из-за своей соционности человек слаб и несамостоятелен, не приспособлен жить в 
одиночку, требует опеки и психологической поддержки соплеменников. Человечество,
 по той же причине, сильно как творческими возможностями, так и разрушительной 
силой разума. Это еще одно проявление философского закона единства и борьбы 
противоположностей. 

1 - Психологический журнал, 1982, N 2, с.8. 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-