|
Почему время от времени какому-либо диктатору удается объединить людей под
своей эгидой? Потому, что он ломает устоявшиеся социальные связи, потому, что у
людей появляется надежда на улучшение своих отношений с социумом. Надежда на
возможность почувствовать свою соционность, причастность к настоящему живому
социуму. Человек соционен по своей природе и хочет эту свою соционность
чувствовать на деле - иметь вокруг себя нужных ему людей и тех, кому он нужен -
и справа и слева. Чувствовать их локоть и действовать вместе. В общем механизме.
Не в любом механизме, а в таком, в котором чувствуют настоящую свою нужность,
то есть в соционном механизме. Свою нужность легче всего почувствовать в
объединениях, которые появляются добровольно и как бы стихийно, на что всегда
есть условия при ломке старых форм жизни. Такие новые коллективы тем и
привлекают, что в них объединяются, во всяком случае в первую пору, лишь
подходящие типы ИМ. Человек не пойдет к тем, кому он не нужен. (Но это на
первых этапах, пока не начинают действовать законы материальной
заинтересованности и расчетливого карьеризма). Добровольно и как бы стихийно
образующиеся объединения существенно отличаются от искусственно образованных,
организуемых не по выбору участников, а "сверху". А "сверху" организуются все
трудовые коллективы. При таком положении вещей соционная природа человека, его
психика постоянно травмируются. Труд, который является биологической
потребностью здорового человека, может превратиться и слишком часто
превращается в пытку. А еще несовместимость в семье...
Если бы соционной природе человечества хоть в определенной мере соответствовала
бы соционная структурированность общества, развитие мировой культуры шло бы
гораздо более быстрыми темпами, без потрясающих это развитие мировых
катаклизмов. И человечество избавилось бы от большинства психосоматических
хронических заболеваний, как оно уже избавилось от эпидемий.
Отдельный человек является как бы самостоятельным и отличным от других
"винтиком" социона. Но если его "вкручивают" не на положенное ему по его
соционной природе место, а на любое другое - случайное, он используется не по
назначению и скоро выходит из строя. Становится злым, нервным, больным.
Плановое хозяйство
В настоящее время можно говорить об очень остром противоречии между соционной
природой человечества и асоционной структурой групп и коллективов (семья,
рабочий коллектив), из которых это общество слагается. В этом случае плановое
хозяйство, по сравнению с капиталистическим, находится в одно и то же время и в
лучшем и в худшем положении. С одной стороны, плановое хозяйство позволяет
науке о человеке проникнуть во все области жизни более быстро и более глубоко и
изменить эту жизнь. С другой - в плановом хозяйстве уже отсутствуют те
натуральные регуляторы жизни общества, которые преспокойно действовали в
условиях мелкотоварного и капиталистического товарного хозяйства. Например,
если в предприятии частного предпринимателя человек попал на место, где он
из-за своего типа ИМ не вписывается, вгоняет в депрессию и себя и других, от
него очень быстро освобождаются или перебрасывают на участок, где он будет
своим среди своих. Там это производится исключительно по инициативе
руководящего персонала, который не может терпеть плохих отношений, потому что
они уменьшают производительность труда. У нас похожие поступки руководителей
называются волюнтаризмом и нарушением законов о труде. У них никакой
руководитель не потерпит рядом с собой человека, с которым из-за
несовместимости типов ИМ нельзя сработаться. У нас же приходится подолгу
терпеть даже неподходящего секретаря. Получается, что пока наука в этой области
не вступила в свои права, а воля отдельных людей уже перечеркнута, они не
пользуются нужным доверием и нужными полномочиями, положение на
капиталистическом предприятии регулируется легче, чем у нас. Это дает большую
экономию человеческих нервов, прибавляет энергии, дает реальную возможность
считать труд в коллективе основной потребностью человека, работать с азартом и
удовольствием.
"Меня не понимают"
На данном этапе развития и распространения научных знаний люди уже знают про
свою социальную природу, но пока ничего не знают про соционную. При образовании
любых социальных групп принимаются во внимание опыт, образование, воспитание,
принадлежность к одной или другой социально-имущественной группе, но не тип ИМ,
который часто является основой основ продуктивного взаимодействия людей.
Это является причиной основной части внутренних противоречий и мучений человека,
его "непонимаемости" близкими, его отчуждения от общества. Несомненно,
какие-то противоречия и проблемы остались бы и соционно-структурированном
обществе. Но что это за противоречия мы пока не знаем. Отчетливо известно лишь
то, что они поведут к гораздо более непосредственному и быстрому развитию
личности и общества, чем теперь, что это даст возможность избежать и
психосоматических заболеваний и социальных смут. Как одно, так и другое, имеет
свои причины в соционно не структурированном обществе.
"Я есмь я"
Хотя соционная структура социума в реальной жизни проявляется лишь как
тенденция и идеал, потому что соционы как структурные объединения не существуют,
и соционные (а также квадровые и даже дуальные) связи между людьми реализуются
лишь в случайных контактах, в информационно-энергетическом поведении каждого
|
|